Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

(высоко)Горный-верди

*
”ПОЕДИНОК ТАНКРЕДА И КЛОРИНДЫ. БАЛЕТ НЕБЛАГОДАРНЫХ”, Г.Варнас, BANCHETTO MUSICALE, Литва, 2008г. (8)

Очень своеобразный театр. Напрочь отсутствует середина, есть только верх и низ, причем только крайние верхи и самые глубокие низы.
Верхи – это возвышенные аллегории и то, что называется месседж.
Низы – самые примитивные архаичные формы театра, куклы, гротеск, шарж.
Середина – место, где должен был бы размещаться обычный театр: "реализм", правда жизни, четвертая стена, полнокровные образы, развитие характеров. Если театр оперный, то в середину входят еще сильные голоса, выразительные мелодии, большой оркестр.

Старинные оперы начала 17-го века именно так "без середины" и можно ставить. Верди пожалуй не получится, ему "мясо" нужно, а Монте-верди - в самый раз, пища только самая легкая и самая изысканная, никакого мяса, самые дешевые орешки и самые дорогие вина.
Вот и поужинали!

Никаких «портретов маслом», никакой живописи на батальные и мифологические сюжеты, только легкие условные рисунки, шаржи. Миниатюры, а не полномасштабные полотна.

Собственно две миниатюры и были представлены.

В первой были показаны правила игры. Над сценой – музыканты, но туловищ не видно, черная одежда сливается с черным фоном. Нет даже голов (только лица), нет рук (только кисти). И у певцов видны только лица, но уже особые лица, выбеленные, полулица-полумаски. Живое парит в темноте над сценой-ширмой. На сцене неживое – куклы, доспехи, шлемы и мечи двух воинов. Невидимые кукловоды составляют предметы в фигуры двух рыцарей. Бой - и всё снова распадается. Апофеоз войны – смешались в кучу кони, люди, руки, ноги. Очень просто и очень эффектно театрализован месседж.

Вторая миниатюра – развивает театральные идеи первой. На втором этаже – все то же самое, музыканты и певцы. Но кукол больше, они разнообразнее и сложнее.
Апофеоз (собственно балет "неблагодарных") здесь более развернутый и продолжительный (более комичный, но и более серьезный). Он последовательно и тщательно подготовлен. Зрителей ведут со ступеньки на ступеньку. Сначала танец босоногих облаков, потом пупсик Амур с мамой (Венерой), потом Плутон (или это Юпитер-грозовая туча), потом в окошках на сцене появляются всякие чудища и наконец там в окошках появляются странные лица – тех самых неблагодарных, подготовка окончена, открываются ворота декорации и неблагодарные медленно выходят-выплывают на сцену и начинают танец – с очень трогательными подробностями. Фрейлины-красотки в кринолинах и белых париках, пренебрегающие любовью, высокими чувствами. Волшебная сила искусства демонстрирует их истинные лица, как на портрете Дориана Грея, уродливые лица старух.

Обычный зритель, чье восприятие настроено на «реализм», в таком театре не получит ничего, весь спектакль пройдет либо выше («заумь»), либо ниже («детский сад»).
А вот рафинированный зритель придет в экстаз. От середины, от "мяса" он устал, «мясо» неактуально, в сердцевине обычно располагается "рутина". А здесь - философские мультики (театральный Норштейн).

Кстати, та же природа была и у любви рафинированной публики к мотыльковому театру Фоменко, никакой взрослости, мальчики-девочки-студенты. Возвышенные материи настолько тонки, что только крылышками мотыльков и можно к ним прикасаться.

То, что сегодня нельзя поставить «всерьез», впрямую – мадригальные оперы, можно попробовать поставить так: простыми средствами кукольного театра и возвышенным, легким исполнением на старинных инструментах и неполнозвучными голосами.
Я видел кукольную «Аиду», но это был не более чем забавный трюк, а коротенькие полуоперы Монтеверди на аллегорические темы прозвучали вполне адекватно.

Крайности сходятся, причем не через середину. Если в середине между краями ничего нет, мостик не проложишь, опереться не на что. Крайности сходятся через иное измерение. Смех смехом, а нравоучительный выстрел автора попадает в цель, настолько куклы выразительны, настолько кукольные лица содержательны (у актёров таких лиц не бывает :).
=======
обсуждение - здесь (и с картинками!)
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments