Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Националистическая утопия.

*
«ГЭП (garjachije estonskije parni)», Т.Оясоо, ТЕАТР No99, Эстония, 2007г. (8)

Горячо! И по содержанию и по форме.

Очень интересно и по линии театра и по линии жизни.

Эстонцы - очень горячие (и не только парни, девушки тоже :), они заводятся не на шутку и это не может не завести Благодарного Зрителя.
К сожалению "Благодарных Зрителей" оказалось мало, даже на маленький зал ЦиМа не набралось, а многие ушли во время действия или в антракте. Подозреваю, что для них спектакль был слишком идеологический. А для меня - в самый раз.

Спектакль очень убедительно представляет националистический взгляд на мир (когда нация является безусловной ценностью). И метод выбран очень удачный - метод моделирования, в каком-то смысле провокация, доведение ситуации до комичного или абсурдного состояния. Такова чисто утопическая идея "ГЭП" - клуба мужчин-производителей, которые осеменяют эстонских женщин, увеличивают рождаемость, предотвращают вымирание эстонской нации .

Идейному моделированию национально-демографической проблемы соответствует театральное моделирование утопической ситуации. Вместо графиков и таблиц – сценки, проблема разыграна с разных сторон. И здесь очень пригодились современные театральные приемы – сочинение спектакля методом импровизаций на репетициях, вербатим, социальная новая драма (сразу "Переход" Панкова вспоминается, и ведь заканчивался он тоже государственным гимном).

Игровое начало вносит юмор, немного отстраняет, снимает остроту проблемы, не дает перейти на истерический тон, который часто сопутствует "национальным вопросам" и высвобождает разрушительную энергию. Здесь энергия позитивная. И это не разделяет, а обьединяет людей разных национальностей. И националистов разных национальностей тоже (в одном театральном зале реализуется тоже утопический проект анти-интернационала «националисты всех наций обьединяйтесь» :).
Но и «космополиты» (те, кто не считают нацию ценностью, или даже считают анти-ценностью, препятствующей обьединению народов) найдут здесь много интересной информации к размышлению. Национальные и демографические аргументы представлены и с комической, и с серьезной стороны, и с мужской, и с женской, без передергивания и игры в поддавки.
Проблемы маленькой Эстонии и большой России очень даже схожи (как и проблемы всех вымирающих европейских народов). Спектакль начинается "как бы в шутку", с биологического (материального) воспроизводства и заканчивается всерьез - воспроизводством нематериального, слов родного языка.

Особо надо отметить нетривиальный подбор музыки. За мужскую энергию отвечает хард-рок в исполнении Лед Зеппелин. Просто-таки снайперски точно выбраны фрагменты - вступление ударных в Stairway to heaven (музыкальный оргазм) и вокал Роберта Планта в Babe, I'm gonna leave you.

Ну а кроме Лед Зеппелин – традиционное оформление: народные песни, национальные костюмы и светлое дерево сцены и задника. Спектакль светлый, жизнеутверждающий, пробуждает в зрителях добрые чувства (и соответствующие желания).
Tags: театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments