Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Верди и Некрошюс.

"МАКБЕТ", Э.Некрошюс, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2003г. (8)

Оказалось, стиль Некрошюса идеально подходит к оперному театру (и к Верди особенно). Крупные метафоры режиссера созвучны ярким и страстным музыкальным образам. Его фантазия следует за текстом и делает наглядным второй план. Простой пример - леди Макбет поет "погас маяк в вышине" и завязывает глаза черной лентой. "Зло это слепота" образ простой и сильный. В следующей сцене такими же лентами закрывают глаза все гости в сцене пира - зло охватывает всю страну.

Со сцены "праздничного пира у Макбета" начинается самая трагическая и масштабная часть спектакля (2-е и 3-е действие). Частная история (трагедия личности, "разборки во властных структурах") постепенно расширяется до масштабов всеобщей "народной" трагедии. Кульминация - сцена после расправы с семьей Макдуфа На высоких шестах - белые рубахи (трупы казненных). Скорбный хор поет о тирании, в этом контексте и Макдуф выглядит вождем народного восстания. Народ взялся за колья (длинные палки обвязанные с одного конца белой тряпкой) - это предчувствие "бирнамского леса", поднявшегося на злодея. Таких предчувствий "бирнамского леса" в спектакле несколько. Похожей палочкой грозил Макбету мальчик-призрак во время пира. На пашне (место действия - "пашня" - ключевой "природный" образ сценографии) во втором действии вырастают странные поникшие стебли (посеешь зло - вырастет возмездие).

Другой красивый образ - не-природный. Образ власти. Приезд короля Дункана в гости к Макбету поставлен так - на сцену выносят два черных холста в широких золоченых рамах. Соответственно сделано и убийство короля (Макбет взрезывает холст и выпускает красную материю) и появление призрака (на черном холсте рельефно проступают лицо и руки). Финал первой части - торжество зла - Макбет и его жена стоят на авансцене, у них за спинами хор держит золоченую раму.

Некрошюс отлично воспользовался дополнительными возможностями оперного театра - наличием большой массовки. С оперными солистами мало чего можно сделать, станут и поют, иногда руки "простирают", а вот с массовкой он постарался. Ведьмы - озорные девушки с длинными распущенными волосами, перешли в оперный спектакль Некрошюса из драматического, и при этом утроились (было 3 стало 9). Они не поют. Хор же исполняет роль "потустороннего мира". В сцене колдовства ведьмы окружают хор длинной полосой черной материи и он бурлит, словно варево в чане.

В последнем действии масштаб событий сужается. После таких мощных предчувствий само явление бирнамского леса смотрится не так эффектно, после массовых сцен действие возвращается в покои короля. Не знаю обстоятельств написания оперы, но почему -то кажется, что здесь не обошлось без цензуры (или самоцензуры авторов). "Гарибальдийская" середина действия сменяется "монархическим" хэппи-эндом - красивым хором, прославляющим нового короля, который избавил народ от злодея. "Макбет" Шекспира в постановке Някрошюса был трагедией, а опера Верди - драма со счастливым концом и режиссер не стал идти поперек музыки. Даже появление ведьм в финале не может перебить ликования в музыке. Спектакль заканчивается той же сценой с ведьмами, что и начинался, равновесие восстановлено, все вернулись на свои места.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments