Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

"ЧЕРНОЕ МОЛОКО"

"ЧЕРНОЕ МОЛОКО", С.Яшин, ТЕАТР им.ГОГОЛЯ, Москва. (7)
"ЧЕРНОЕ МОЛОКО", М.Розовский, ТЕАТР "У НИКИТСКИХ ВОРОТ", Москва. (6)


1. Спектакль Сергея Яшина.

Второе действие. Алла Каравацкая.
В спектакле прекрасно получилось второе действие, во что после первого, совсем развалившегося к антракту, даже не верилось. Публика, которая перед антрактом уже "жила своей жизнью", встретила героя вышедшего с младенцем на руках бесцеремонным вопросом "ну, кто там, мальчик или девочка?". Однако от простодушной улыбки новоиспеченного папаши интерес к этой истории сразу "включился" и постепенно возникло очень редкое и очень ценное чувство единения зала, а потом и женские всхлипы (даже некоторые критикессы признались, что полезли за платочками). Главная заслуга - в прекрасной игре Аллы Каравацкой, ее преображение после антракта и вся изломанная психологическая линия роли сыграны очень убедительно. Она действительно становится другим человеком (точнее говоря, просто "становится человеком"), другое лицо, другой голос, другая речь.

Первое действие. Трамплин.
Пьеса начинается с авторской ремарки, которую в спектакле произносит Иван Шибанов, играющий главного героя - Левчика. На мой взгляд это спорное решение. Персонаж развязен и нагл, а Шибанов - актер с очень большим положительным обаянием, да еще с умным авторским текстом. Это идет в ущерб персонажу. Может быть поэтому Левчик поначалу выглядит человечнее своей компаньонки. Пока на сцене главные герои, смотрится интересно (в этом смысле первое действие выполняет функцию трамплина для второго). Проблемы начинаются когда появляется "народ с тостерами". В пьесе массовка написана так, что сразу наводит на небытовое решение, какое угодно - танец, пантомима или наоборот одни голоса из-за кулис, но только не то что предложил режиссер - вялая толпа в телогрейках, запевающая "Вихри враждебные".

Черное/белое.
Отношения главных героев показаны очень нетривиально. Они грязно обзывают и постоянно "посылают" друг друга и вместе с тем держатся вместе. Шибанов и Каравцкая очень точно, узнаваемо играют первый "черный" слой роли и вместе с тем дают понять, что за этим слоем "черного молока", в глубине есть другое, "настоящее" молоко, человеческая привязанность.
То же можно сказать и про социальный план пьесы. На поверхности - плоская схема: наглая богатая столица и нищая, спивающаяся, но добрая провинция. Их встреча на полустанке дает драматургу возможность "лобового столкновения", но Сигарев на этом не останавливается и дает объем. Кстати в одной из рецензий на лондонскую постановку "Черного молока" возникла совершенно замечательная ссылка - герои ждут на станции поезда, как ждут Годо. За черным "социальным" планом пьесы есть и глубокий метафорический план, жаль что в постановке Яшина он не прозвучал. Его герои ждут только поезда. И кстати ждут очень неправдоподобно (попав на станцию они совершенно не интересуются расписанием). Впрочем авторская метафора в финале сохранена. Шибанов обратно "выходит из образа" и произносит авторский текст. В руках у него трехлитровая банка с молоком. Разбившаяся (по сюжету) банка оказалось цела.

2. Спектакль Марка Розовского.

На мой взгляд это значительно более ровный спектакль, чем в театре им.Гоголя. Проблему "народа с тостерами", о которую споткнулся Яшин, Розовский просто обошел - народа в спектакле нет, остались только бабка-самогонщица и Мишаня. Мишаню играет очень обаятельный актер Сергей Шолох, афганец-алкаш у него вышел совершенно неубедительным, но зато он замечательно ведет спектакль. Розовский отдал авторский текст Мишане - более верное решение, чем у Яшина (там авторский текст читает Шибанов-Левчик). Здесь кстати есть одно примечательное сходство и Шибанов и Шолох приехали в Москву из провинции, может поэтому текст Сигарева звучит у них как свой собственный.

Спектакль Розовского "ни холоден, ни горяч, а тёпл". Пьеса поставлена с естественными, бытовыми интонациями и смотрится легко. Зал хорошо реагирует, много смеются (даже там где в театре Гоголя всхлипывают), что в общем говорит о легковесности. Спектакль Яшина намного злее, он больше "царапает" зрителя (так лет 20 назад царапал зрителя спектакль Розовского "Красный уголок", за 20 лет режиссер стал "глаже" и острые углы "Черного молока" сгладил). Яшин пытался найти ключи к новой драме, Розовский обошелся привычными приемами "психологического" театра. Голубцов и Троицкая органично играют ординарную в общем-то пару. Шибанов и Каравацкая играют отношения своих героев на совершенно другом градусе. Финал у Троицкой выглядит однозначно - капитуляцией героини, Каравацкая играет сложнее, сильнее и оставляет загадку.

В программке Марк Розовский с гордостью пишет, что нашел как поставить финальную ремарку о разлитом молоке. Эта ремарка действительно визуализирована в спектакле (жаль техника подводит), но финал в театре им.Гоголя (Шибанов читает текст с трехлитровой банкой молока в руках) на меня сильнее подействовал.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments