Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Карнавальная ночь», или «Roll over, Amadeus !»

*
“WOLFGANG'S BIG NIGHT OUT”, BRIAN SETZER ORCHESTRA, 2007. (8)

На «Маленькую ночную музыку» Моцарта Зетцер ответил своей очень большой, громкой и карнавальной. Альбом представляет собой сборник хитов классической музыки в современной аранжировке, дело очень распространенное и уже обросшее традициями и клише – выделяют основную тему, подчеркивают ритм, заменяют четыре контрабаса одной бас гитарой и вперед.
Подход Зетцера совершенно другой, нешаблонный, хулиганский, революционный, эксклюзивный.
Бетховен, Григ, Моцарт, Римский-Корсаков, Оффенбах, Россини, Хачатурян, Вагнер, Мендельсон, Чайковский, И.Штраус – танцуют в гробах. Их мелодии – только предлог для зажигательно свингующего рокабилли.

12 композиций альбома можно условно разбить на две части – в одних больше юмора, в других – драйва.

1. Музыканты шутят.

Серенада для Лизки - track #8 "For Lisa" (based on Beethoven's "Für Elise")

Пожалуй, самый яркий и комичный трек альбома. Бетховенскую Элизу сократили до Лизы и исполнили на троих (гитара, скрипка и саксофон солируют по одному, по двое и все трое сразу) с маленькой помощью друзей из ритм-секции.
Сообразили на троих и отправились к Лизке под балкон. «И если Лизка не капризная / распоряжусь своею жизнью я».

Зачем учить географию, на то есть извозчики таксисты - track #11 "Some River In Europe" (based on Strauss's "Blue Danube")

Американец в Европе, где-то в самом центре. Комический эффект извлекается из сочетания вальса и свинга. Как ни странно, перед большим вальсом свинг отступает в недоумении.

Сабли всмятку - track#7 "Sabre Dance" (based on Khachaturian's "Sabre Dance")

Самая танцевальная из выбранных классических пьес увы получилась хуже остальных. Ну никак она не укладывается в рок-н-ролльный размер. А исполнено слишком близко к исходному тексту, слишком по нотам. Только в одном фрагменте (с 1:56 по 2:10) настоящий свинг пробился.
В целом, оказалось несочетаемо - сапоги сабли всмятку.

2. Всё это рок-н-ролл.

Посторонись, Бетховен! - track #1 "Take The 5th" (based on Beethoven's 5th symphony)

Со времен Чака Бери именно Бетховен отвечает перед рок-н-ролльщиками за всех классиков. Beatles вслед за Бери спели “Roll over, Beethoven”, Electric light orchestra обьединили эту песню с пятой симфонией, Bee Gees аранжировали тему судьбы в стиле диско. Зетцер не мог не поддержать традицию и сделал свой вариант «ударов судьбы». Ударное начало для альбома!

И чудесами грезит ночь - track #2 "One More Night With You" (based on Grieg's "In the Hall of the Mountain King")

На мелодию Грига Зетцер сочинил текст и спел в сопровождении женской вокальной группы. В результате получился классический рокабилли, песенка очень похожая на «Желтые ботинки» группы «Браво».

Шмель и пчелки. - track #4 "Honey Man" (based on Rimsky-Korsakov’s "Flight of the Bumblebee")

Второй и последний трек с вокалом, на этот раз только женским. Три озабоченные девицы-пчелки преследуют шмеля-гитариста, гоняют его по комнате и скандируют «сладкий-сладкий, медовый-медовый, быстрей-быстрей».

Да, могём! - track #5 "Yes We Can Can" (based on Offenbach's "Can-Can")

Поначалу американцы не оценили талантов Брайана Зетцера, пришлось уезжать в Англию, там он и пробился к славе на волне рокабилли начала 80-х. Повторил путь другой американки – Сюзи Кватро. Быть может, ее первый хит “Can the can” Зетцер вспоминал, когда исполнял канкан.
А в самом конце гитарист вдруг начал играть вступление к “Smoke on the water”, только пару нот (но узнавание мгновенное). Зачем? Затем, чтобы перебросить мостик к следующему треку, швейцарскому.

А как известно, мы народ горячий! - track #6 "Swingin' Willie" (based on Rossini's "William Tell Overture")

Свинговать на тему марша разбойников оказалось очень легко («Мы любим бить людей, и бить баклуши!»)

В темно-синем лесу - track #3 "Wolfgang's Big Night Out" (based on Mozart's "Eine Kleine Nachtmusik")

С первых же секунд аранжировка напоминает Зацепина, нашу самую известную «маленькую ночную музыку» – песню про зайцев («На поляне траву зайцы в полночь косили»). Чем больше убыстряется ритм, тем смешнее («И от страха все быстрее песенку поют»)

Ребята, давайте жить дружно потанцуем! - track #9 "Here Comes The Broad" (based on Wagner's "Lohengrin" and Mendelssohn's "A Midsummer Night's Dream")

Благородная цель – с помощью рок-н-ролла примирить непримиримых – Вагнера и Мендельсона. И получилось!
Главное нашли общую тему – свадебную, из «Лоэнгрина» и «Сна в летнюю ночь».

Перемога - track #10 "1812 Overdrive" (based on Tchaikovsky's "1812 Overture").

Драматическая кульминация альбома - «1812 Overdrive» (в названии каламбур на “1812 Overture”). По заветам Петра Ильича Чайковского Зетцер борется с Наполеоном (то есть с «Марсельезой»). Помахивая «дубиной народной войны» (грифом электрогитары), рок-н-ролл влегкую забивает «Марсельезу» и композиция финиширует под фанфары Чайковского и барабанный бой вместо колокольного звона. Полный OVER-DRIVE (если переводить дословно, получается победа по украински – «пере-мога»).

Но это еще не все! Борьба с корсиканским разбойником в «1812 Overdrive» начинается с явления дьявола. Вступление - цитата из песни Ролингов «Sympathy for the devil» (которая, как все знают, была написана Миком Джаггером по мотивам «Мастера и Маргариты»). Вот на какую тонкую и многослойную игру в бисер на темы русской истории, музыки и литературы, оказался способен свинг.
Совсем недавно (вот здесь) вспоминал про увертюру «1812» в связи с выступлением М.И.Ромма и никак не ожидал подмоги с этой стороны. Бывают же такие совпадения.

Пацаны, расслабьтесь! - track #12 "Take A Break Guys"(based on "God Rest Ye Merry, Gentlemen").

На последнем треке великие композиторы прошлого могут наконец отдохнуть и не ворочаться в гробах. Внимание Зетцера обращено к народной рождественской песне. Мелодия очень простодушная и старомодная, прямо таки песня про Танечку из «Карнавальной ночи» («Работница питания / Приставлена к борщам, / На Танечку внимания / Никто не обращал»).
Похоже, что и здесь Зетцер спрятал какие-то намеки. В самую наивную мелодию вставил самый забойный хард-рок проигрыш на гитаре, который очень сильно на что-то намекает, но на что именно (на Хендрикса?), я не разгадал. Впрочем неважно, номер и так хорош, без извилин, надо же и мозгам дать отдохнуть в конце концов.
Tags: музыка
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments