Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Во вторник и больше никогда

*
“RUBY TUESDAY” (Jagger/Richards), The Rolling Stones, 1967. (10)

Занялся составлением собственного сборничка лучших песен Rolling Stones и сразу понял, что с «номером один» вопросов нет - Ruby Tuesday.
Абсолютное достижение песенного жанра, далеко выходящее за рамки «поп» «рок» «бит» и вообще музыки 60-х, по уровню вполне в ряду классических немецких Lied.
На песню сделано много каверов, но всё каких-то неправильных, в сторону противоположную от Lied. Усложняли электричеством (Nazareth) или помпезным оркестром (Rod Stewart) и пели высокими надтреснутыми голосами, тогда как здесь требуется обычный мужской голос.
Будь я баритоном типа Фишера-Дискау или Хэмпсона, обязательно пел бы ее в концертах (не пугайтесь, только в качестве биса :). Надо только сделать хорошую аранжировку для рояля, лаконичную - не усложнять, не притворяться ни Шопеном ни бит-группой. За основу взять именно то, как сыграл в записи Джек Ницше. Простой аккомпанемент, и в нужные моменты имитировать «волшебную флейту» Джонса, а в начале припева – барабаны Уоттса. Главное – голос, спокойно с паузами спеть каждое слово (текст того стоит). Драйв подпускать только в начале припева и сразу гасить.
Представляю, как прозвучит в филармонии первая же строка – только голос без аккомпанемента, первый удар по клавише на последний слог - “from” .
She would never say where she came from
Yesterday don't matter if it's gone
While the sun is bright
Or in the darkest night
No one knows
She comes and goes.

Песня написана в 1966 году, выпущена в январе 1967. Авторами указаны по ролинговской традиции Джаггер-Ричардс.
Мик Джаггер сделал к Ruby Tuesday два комментария: по музыке (“очень мелодичная, и местами немного похожа на Шопена”) и по тексту (“красивый текст, ни строчки из которого я не написал, но мне всегда нравилось петь его”).

Музыку написал (по разным данным) то ли Ричардс, то ли Джонс совместно с Ричардсом.
Во вторую версию мне больше верится, так как именно Брайан Джонс вносил в музыку Роллинг стоунз середины 60-х «европейскую культуру» и выводил группу за рамки американских стандартов рок-блюз-кантри. В этой песне он играет на флейте – главный инструмент в аранжировке, «первая скрипка» ансамбля.
С тех пор как Джонс сошел с дистанции, Джаггер с Ричардсом написали много хороших песен (и несколько великих), но такой высокой степени английского изящества больше никогда не достигали.
Ruby Tuesday – редкий в творчестве Rolling Stones случай, когда группа вступила первым номером, а не в качестве ответа на что-либо (на ритм-н-блюз, Битлз, психоделию, реггей, диско, панки т.д.). Песня сама-по-себе, а не в стиле чего-либо.

Текст сочинил Кит Ричардс и откомментировал в своей раздолбайской манере (“Это написано, наверное, о Линде Кит, которой как раз не было (смеётся). Не знаю, она слиняла куда-то. Это было очень скорбно, очень, очень рубиново-вторниково, и это был вторник”).
Несмотря на все раздолбайство автора, текст написан достаточно строгим и вполне оригинальным рифмованным стихотворным размером, можно сказать «китовой» или «рубиновой» строфой.
Разностопный хорей, в куплете шесть строк со смежными рифмами (aabbcc), в припеве четыре строки с перекрестными рифмами (abab). Число слогов в строке меняется также строго по правилам. В куплете девять-девять-пять-пять-четыре-четыре, все более короткие строки накапливают напряжение и подводят к разрядке.
Поскольку в куплете уже задан хорей, хорей ожидается и в припеве, отчего возникают паузы, подчеркивающие ритмический рисунок good-пауза-bye-пауза-ru-by-tues-day. С учетом этих пауз получается размер по количеству слогов восемь-семь-восемь-семь, но в последней строке происходит обрыв - слогов оказывается шесть и возникает некоторая недоговоренность, то что на письме передается многоточием.

Размер плавает, то есть выдерживается почти строго, есть несколько лишних слогов и наоборот пропусков, что отлично ложится на музыку и только добавляет естественности. Пример чисто поэтического чутья Ричардса - разрыв длинного предложения “Lose your dreams and you will lose your mind”. Смысловая пауза перед and не совпадает с ритмической в конце строки (между you и will).

Текст прост и афористичен, не содержит никаких конкретных примет времени – автомобилей, телефонов (да и в музыке обошлись совсем без электрогитары). Никаких примет современности, за исключением самого главного и самого неконкретного – состояния, настроения – молодости, свободы и изменчивости, невыносимой легкости бытия, ускользающей красоты.
Tags: Роллинги, музыка
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…