Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Стальная роза Грааля.

*
"ЛОЭНГРИН", Н.Ленхофф, ФЕСТИВАЛЬ В БАДЕН-БАДЕНЕ, 2006 г. (7)

Режиссер Николаус Ленхофф ставит в Баден-Бадене Вагнера. В 2004 году перенес туда свою постановку «Парсифаля» (1999 года), а в 2006 поставил «Лоэнгрина».
Метод Ленхоффа (как можно судить по этим двум работам) – редукция. Он ставит спектакли крупные, зрелищные, но основную возвышенную идею опер снижает, заземляет вагнеровский заряд.
Здесь даже не «Лоэнгрин – суперстар» (аналогия с оперой Уэббера не проходит, там евангельский сюжет бы приближен к современным ритмам и представлениям, но не пародирован). Здесь «Лоэнгрин - поп-звезда». Выглядит он как Леонардо Ди Каприо – ясноликий и позитивный до приторности, в светлом костюме со стальным отливом. Исполнителю заглавной роли (Klaus Florian Vogt) очень нелегко приходится – почти три часа кряду держать на лице «маску Познера», лицевые мышцы сводит.


Редукция в основном коснулась Лоэнгрина, он упрощен, пафос спародирован и поэтому в главные герои вышла Эльза (Solveig Kringelborn).
Нечто похожее было сделано и в прошлогоднем «Лоэнгрине» в Новой опере, там тоже был Каприо-Познер «Дмитрий Маликов». Такой и в баден-баденскую постановку прекрасно бы вписался, так как здесь Лоэнгрин еще и на рояле играет, в первую брачную ночь сочиняет музыку и тут же исполняет ее Эльзе.


Такой невероятно прекрасный принц – это сон Эльзы, материализация мечт экзальтированной барышни о женихе - «Пурпурная роза Каира», время действия тоже, что и в фильме Вуди Алена – начало 30-х годов прошлого века, кризис наступает (по сюжету оперы наступают орды с востока). Но место действия не Америка, а Германия и поэтому «роза» из Грааля и цвет у нее стальной. Лоэнгрин появляется в луче света с неба и одет, как летчик – блестящий шлем и плащ – вылитый Сергей Столяров из фильма «Цирк». И двигается Лоэнгрин по сцене несколько механически (вместо сердца – пламенный мотор). Вагнеровское потустороннее «небо» в воображении Эльзы вполне посюстороннее. Небожитель – летчик (летчик за роялем сразу напомнил еще один советский фильм – Бернес в военной форме за роялем поет «любимый город может спать спокойно»). Ни одна девушка не устоит. Тем более такая любвеобильная блондинка как Эльза, у которой только что увели жениха, пожилого генерала Фридриха фон Тельрамунда (Tom Fox).
Однако же Эльза при всей экзальтированности, далеко не дура. Образ сложный, она сама его (принца) придумала и сама же сомневается, не верит до конца. Готова отдаться, но в последний момент начинает вопросы задавать.
Остальные персонажи оперы показаны глазами Эльзы. Первой после Лоэнгрина ее внимание занимает Ортруд (Waltraud Meier), подруга-подлюга отбившая жениха. Шутки шутками, но дуэт двух женщин поставлен и исполнен прекрасно, прямо-таки по бергмановски (с поправкой на театральную условность и крупность игры актрис).


В актерском отношении женщины сильнее и интереснее мужчин. Мужские образы более статичные и плоские.
В вокальном отношении картина другая, исполнители белых партий Эльзы и Лоэнгрина не хватает силы, здесь наиболее убедительна черная пара Фридрих-Ортруд.


Таким образом, по совокупности составляющих в лидеры выходит Вальтрауд Майер. Особенно сильное впечатление она производит в короткой финальной сцене – будто лазерным лучом пронзает плотную музыкальную ткань.
Нет, Ортруд не побеждена (в связи с чем возникают серьезные опасения за дальнейшую судьбу брабантцев и саксонцев).


Режиссер нигде не педалирует аллюзии, проводит аналогию с Германией 30-х годов очень мягко. Военные в форме полевой (брабантцы - вермахт) и черной (саксонцы - СС), но никаких свастик, никаких точных указаний. Такая размытость, а также лаконичность и масштабность декораций (форум-амфитеатр, широкая лестница перед собором) дает возможность прийти к выводам не прямолинейно-политическим, копнуть поглубже (Эльза – Германия перед выбором).

По идее месседж должен был проясниться в финале, но финал постановки очень темен.
Лоэнгрин улетает, но обещает вернуться оставляет «преемнега» и выглядит тот совсем уж загадочно - то ли мальчик, то ли девочка, то ли инопланетянин. Эльза увидев эдакое «нечто» падает замертво, а зрители остаются в недоумении.
Tags: театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments