Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Спектакль-киже.

*
"КИЖЕ", К.Серебренников, МХТ, 2009 г. (2)

Удивительный случай, спектакль полностью адекватен изображаемому герою, подпоручику Киже. Тот был сослан, прощен, обвенчан, имел имя, звание, послужной список – не было только человека.
Здесь есть парики, костюмы, а внутри - пустота, renyxa.
Налицо все атрибуты спектакля – афиша, программка, музыка (актуально-территориально-черешневая), действующие лица и исполнители, есть даже одна интересно намеченная роль (Павел I – Сергей Медведев, фарфоровая статуэтка, глазки-бусинки). Нет только самогО спектакля.
Много шума из ничего киже.

Рассказ Тынянова эффектно показывает сочетание немецкого и русского начал. В удачном варианте возникала гармония, они усиливали друг друга, что обеспечивало славу и рост Российской империи того периода («свирепость законов умеряется необязательностью их исполнения»), в неудачном - выходил абсурд в квадрате, сочетание немецкого абсурда с русским абсурдом, рыцарь Мальтийского ордена - Самодержец Всероссийский. Всесильный император опирающийся на пустоту, на пустую форму, на оболочку, на несуществующего фаворита Киже («Потемкинский дух вышибу»).

Режиссер же слияния русского с немецким не заметил и представил немецкое начало отдельным, внешним и чужеродным русскому абсурду философом Кантом, скучно излагающим свою «правильную» и бесполезную в России теорию (разделения властей). В то время как данному случаю как нельзя лучше бы подошли кантовские антиномии. Кант проводил различение между обычной логикой (эстетикой, этикой) и логикой трансцендентальной. Серебренников остался на уровне обычном, на трансцендентальный не проник.
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments