Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

С фронтов информационной войны.

.
Некогда-самая-любимая из театральных критиков М.Давыдова, разочаровавшись в театре, перешла на идеологическую работу и под прикрытием театральных рецензий разворачивает информационную войну.

Вчера в «Известиях» опубликовала рецензию на новую постановку Жолдака "Ленин love, Сталин love" о голодоморе-геноциде (премьера в Киеве, в Национальной опере Украины в присутствии президента и с трансляцией по первому национальному телеканалу).

Обращение Жолдака к этой теме меня нисколько не удивило. «Большой ребенок, играющий в постмодернизм» сколь талантливый столь и бессовестный. Живет в Германии, на бывшую родину приезжает вахтовым методом деньги зарабатывать. Закажут спектакль в Москве, вспомнит русский язык и здесь поставит, закажут в Киеве - поставит там. А то, что стравливая два народа, подрывает корни дуба, с которого сам же кормится, так ведь «свинья под дубом», типичная модель поведения большого ребенка.

У нас невозможно представить знаменитого театрального режиссера, который бы выполнял прямое идеологическое указание Кремля (во-первых, нет режиссеров-самоубийц, прогрессивная театральная общественность такое «вон-из-профессии» учинит, мало не покажется, а, во вторых, Кремль все никак не определится с идеологией).

Удивило появление в российской газете рецензии (в целом благожелательной) на явно антироссийскую заказуху, приуроченную к политическому моменту.
Что в общем доказывает широту души нашего общественного мнения и плюрализм нашей прессы, якобы задавленной чекистами.

Однако «Жолдак-love» в статье М.Давыдовой не главное, основное внимание там уделено событиям советской истории, в том числе театральной, не имеющим прямого отношения к Украине и к началу 30-х годов.

Удары наносятся по двум важнейшим узлам национального и театрального самосознания.

Переходя в рассуждениях от голодомора к геноциду Давыдова пришла к мысли, что блокаду Ленинграда тоже можно считать геноцидом «за который сталинский режим, обрекший на мучительную гибель от голода и холода жителей северной столицы, несет ответственность ничуть не меньшую, чем немцы, а в чем-то даже и большую» .
Подобный «резунизм» по отношению к нашей истории был общим местом в пропаганде 90-х годов, но сейчас уже воспринимается как анахронизм.

Второй удар более чувствителен, нанесен по театральному мифу, для истории театра не менее важному, краеугольному, чем блокада для истории страны. По спектаклю Льва Додина «Братья и сестры». Оказывается «там было сочувствие к народу и стране, в которой он живет, и в то же время - презрение к этому народу, так легко отдавшему себя на поругание, и к стране, в которой так легко становятся из жертвы палачом».

Вполне возможно, что если бы Додин ставил «Братьев и сестер» сейчас, а не в советские времена (спектакль был выпущен как раз накануне прихода Горбачева и представляет собой вершинное достижение советского театра в деле осмысления истории), он бы добавил «презрение». На таком отношение к героям (сочувствие-презрение) выстроены его постсоветские спектакли «Московский хор» и особенно «Жизнь и судьба» (где, в развитие тех же идей про ответственность империи зла за блокаду, проводится мысль, что она и за холокост несет ответственность).

Но в спектакле 1985 года никакого "презрения" к братьям и сёстрам не было и никакого счета, ни им, ни стране не выставлялось.

Начав за упокой М.Давыдова кончает статью за здравие, призывает к общему «покаянию» (еще один привет из времен перестройки, так и представляю совместное покаяние в постановке Жолдака :).
«Нашу общую историю никакими границами и таможнями уже не распилишь пополам» .
Границы и таможни пилят в материальном мире, они действительно не могут распилить то, что слитно в мире идеальном.
А вот спектакли могут, поэтому в дополнение к границам и таможням заказывают спектакли про империю зла и пишут статьи про презрение.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…