Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

От печки

.
Третья часть отклика про три поколения «Трех сестер» Юрия Погребничко.

Спектакль театра на Таганке я смотрел дважды. С первого раза не понял. ЖОСТКО, необычно, но … ( Маша. Все-таки смысл?).
Однако и второй раз не прояснил. Во второй раз был другой Вершинин (Хмельницкий вместо Щербакова). С ним все стало еще жестче и еще непонятнее.

Щербаков был самым лучшим, самым живым из актеров, такой «луч света в темном царстве», хорошая улыбка, мужское обаяние. Он был похож на офицера, а у Хмельницкого внешность если и офицера, то дикой дивизии.
Если можно говорить о главном герое подобных сложносочиненных спектаклей, то главный здесь Вершинин. С этой ролью связаны и главные актерские достижения. В первой постановке – Щербаков, во второй - Погребничко. По-моему, идеальные исполнители для такой режиссуры, запредельно радикальной для тех времен. Они были живыми и натуральными, что с одной стороны еще больше усложняло общую картину, но с другой, было понятно на уровне чувств, а не разума. У Погребничко была совершенно неактерская манера, жесткость и твердость (мастер-класс околовского существования на сцене). В нынешней постановке не нашлось актера, который бы так сыграл, поэтому Вершининых здесь сразу двое, но и вдвоем они не заменили одного Погребничко, или Щербакова.
У некоторых актеров Таганки тоже прорывались человеческие черты (у Полицеймако, Желдина, Власовой). Рядом с Вершининым-Щербаковым оживала Маша-Демидова, он накидывал ей на плечи шинель, они грелись у печки – у красной кирпичной стены нового (второго) здания театра на Таганке.

Кирпичная тема (типично околовская ссылка на кирпичный завод) проходит через все три постановки. В нынешнем (тоже втором по счету) помещении театра ОКОЛО тоже кирпичные стены, только не красные, а белые (знаковая смена цвета), и это особенная историческая кладка, которая помнит Станиславского. В постановке 1990 года Тузенбах (А.Зотов) таскал с собой силикатный кирпич (изучал кирпичное дело) и даже, говоря о прекрасном лице Ирины, показывал на этот белый кирпич. От этих кирпичей, как от печки танцует Погребничко. Голос Качалова – Тузенбаха из постановки Станиславского, когда-то вызванный в «Трех сестрах» театра на Таганке, в конце концов через пожар (тоже событие пьесы) привел трех сестер Погребничко в каретный сарай Станиславского, так сказать, «к Станиславскому с черного хода». Теперь новое поколение актеров здесь "на экскурсии" (три сестры наконец приехали в Москву – туристками, а Наташа уже давно здесь обосновалась и проводит экскурсию «по Станиславским местам»).

Образ "темного царства", недружественной, жесткой среды создавался в театре на Таганке очень эффектным приемом. В начале спектакля опускалась боковая кирпичная стена зрительного зала, на балконе настоящий военный оркестр играл марш, а за балконом – весенняя Москва (премьера вышла в мае и смотрел я в мае, в начале восьмого было еще совсем светло). Потом стена поднималась и замуровывала зрителей и актеров, будто в склепе, в подвале (подвальный образ затем повторился в прекрасных и тоже запредельно жестких и милитаристских «Трех сестрах» Беляковича). Очень неуютная картинка – кирпичные боковые стены, темный металлический задник (закопченый иконостас). Пьяный Чебутыкин (Антипов) кидал в него кирпичи, отвратительный грохот, будто мы все находились внутри консервной банки. Вдоль левой стены ряд солдатских кроватей. На правой стене ряд рукомойников. Один рукомойник в качестве привета дожил до 2009 года, висит на стене, а потом его таскает пьяный Чебутыкин и швыряет на пол, не часы, как в пьесе (рукомойник бОльшую ценность имеет, «музейный экспонат»).

Возможно, неясность смысла таганского спектакля была вызвана наличием двух «отцов». Начинал Погребничко, выпускал Любимов. Идеи Юрия Петровича наложились на идеи Юрия Николаевича и картинка смазалась. Но более вероятно обратное, вмешательство Любимова сделало спектакль более внятным, масштабировало до большой формы / большой сцены.
Разделить, что от кого из отцов было унаследовано в таганском спектакле, невозможно, да и не нужно. Закулисных подробностей я не знаю, но интуиция подсказывает – это не тот случай, когда готовый спектакль был «украден», или «доработан и испорчен». В спектакле всё перемешалось и срослось, он, как живой организм (хоть и несколько ублюдочный при зачатии), как никак десять лет прожил. Около дома Станиславского уже вышла вторая версия, а первую на Таганке еще играли.
Когда стал ходить в театр ОКОЛО, увидел, что и таганские «Три сестры» были типично ОКОЛОвским спектаклем. А с другой стороны типично любимовским, постановка отлично вписывалась в стиль поздней Таганки рубежа 70-х и 80-х годов, тогда у Любимова был именно такой стиль – жесткий, резкий с избыточным и изощренным образным рядом.
В таганских «Трех сестрах» было очень много намешано, на мой тогдашний взгляд чересчур много. Там и сцена на сцене была - деревянный тир, где разыгрывали дуэль, Соленый убивал Тузенбаха. В одном из эпизодов актеры надевали бумажные маски (головой можно было догадаться зачем, это были «ряженые», но прием торчал, как вставной зуб, не срасталось).
Наверное, главная причина, почему мне непонятен был спектакль 1981 года, находилась в зрителе, а не в режиссуре. Для этого спектакля зрителю был нужен багаж – и жизненный опыт и зрительский. Спектакль предназначался «детям генерала Прозорова» ( Андрей. Отец царство небесное угнетал нас воспитанием, благодаря отцу мы знаем английский, французский и немецкий, а Ирина еще и итальянский), тем, кто обладал «уймой ненужных знаний», например, знал наизусть текст пьесы, кто мог вспомнить голос Качалова или хотя бы Юрского и Поповой из БДТ.
Это впрочем отнюдь не означает, что детям генерала Прозорова понравились бы таганские "Три сестры", понять и полюбить - не одно и то же.

Приложение - действующие лица и исполнители:

 Премьера -  май 1981 декабрь 1990 январь 2009
 смотрел -  23.05.1985 (26.12.1986) 10.06.1995 22.02.2009
 Андрей В.Соболев В.Воробьев А.Шендрик
 Наташа Н.Сайко Е.Салейкова Е.Кудринская
 Ольга М.Полицеймако Н.Крупинова Я.Лисицкая
 Маша А.Демидова Е.Слюсарева Э.Касьяник
 Ирина Л.Селютина Л.Загорская М.Погребничко
 Кулыгин К.Желдин А.Мишаков Ю.Павлов
 Вершинин Д.Щербаков (Б.Хмельницкий)   Ю.Погребничко В.Богданов и В.Храбров
 Тузенбах В.Матюхин А.Зотов И.Окс
 Соленый М.Лебедев В.Меркушев В.Степанов
 Чебутыкин Ф.Антипов Н.Алексеев С.Каплунов
 Федотик А.Давыдов Н.Логинов  Н.Логинов
 Родэ А.Семин (Н.Прозоровский) Ф.Куйбида А.Орав
 Анфиса Г.Власова Н.Позднякова М.Кирсанова
 Ферапонт А.Серенко (С.Арцибашев) И.Сигорских К.Желдин
 … а также  солдат с баяном –
В.Черняев;
оркестр Штаба МВО
  музыканты –
Ю.Павлов и Н.Рожкова
  музыканты –
Е.Павлов и А.Тюфтей;
три сестры –
Н.Лосева, Л.Загорская, Л.Добрянская


Tags: ОКОЛО, Таганка, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments