Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Прошлогодний снег.

.
Вторая часть отклика на «Три сестры» Погребничко.

После смерти отца, генерала три его дочери остаются жить в городе, где он командовал бригадой. Они тут лишние, словно в изгнании, словно три принцессы без королевства, их место - в Москве.
А вскоре и военную часть переводят (знакомых, сослуживцев отца). Военные – это представители столицы, часть вертикали (Александрийского столпа). «Скоро в городе не останется ни одного военного» – останется жизнь горизонтальная, пошлая - романчик с Протопоповым, вечер у директора гимназии «и скучища страшная».
Сёстры Прозоровы - как пережитки прошлого, как прошлогодний снег, три снежные бабы весной, «снегурочки». Как сухое дерево, как рухлядь, оставшаяся от прежних жильцов. Не нужный никому придаток вроде шестого пальца. Сразу отрезать – больно, сам отомрет со временем. Но можно помочь, постепенно вытеснить. Пьеса начинается с воспоминаний о смерти Прозорова, заканчивается уходом военных и отъездом последней сестры из родительского дома – вытеснение продолжается, непрерывный процесс (философствующие персонажи хотят заболтать очевидное и противопоставляют ему надежду на прогресс, «вот, через двести лет»).

Снег выпадает белый, мягкий, пушистый, такова в начале пьесы Ирина. Потом тяжелеет, оседает, чернеет, грубеет. В постановке 1981 года Марина Полицеймако замечательно показывала как полная, мягкая и душевная (но и назидательная, учительница) Ольга грубела, твердела став Ольгой Сергеевной, начальницей.
Прошлогодний снег становится никому не нужен. Лежит по темным углам, пока не отобьют ломом, не выбросят на двор лопатами, не разобьют на куски, чтобы скорее таял. Так и сестер разделили.
Не в таком ли положении оказался МХАТ после революции? Пережиток прошлого.
Не в таком ли положении оказалась русская эмиграция (главная метафора постановки 1990 года, «Три сестры» играют русские эмигранты в Харбине, белогвардейские песни и слова «в Москву, в Москву!» совершенно безнадежно звучат, как «в Россию!» а России-то уже нет). Тема эмиграции и в новую версию перешла. Париж, Шанхай, шансон, джаз – белый снег постепенно тает и растворяется в другой жизни.
Не в таком ли положении был театр на Таганке, когда я смотрел там «Три сестры». Шеф в эмиграции, какие перспективы у актеров, у спектаклей, снимут один за одним, доигрываем последние сезоны.
Не в таком ли положении был советский театр в постсоветские годы – ненужный придаток вроде шестого пальца.

Три сестры живут в пост-прозоровскую эпоху. Театр - в пост-чеховскую (художественный театр, оставшийся без своего автора, и не только МХАТ). Театр с каждым новым поколением теряет память, все труднее играть чеховских героев, забываем их лица, голоса (на Таганке звучали голоса Тузенбаха-1901 Качалова и Тузенбаха-1965 Юрского). Скоро забудем сколько их было, как звали.

В финале постановки 2009 года появляется титры:
Ольга Сергеевна Прозорова
Мария Сергеевна Кулыгина
Ирина Сергеевна Прозорова

(просто перечень фамилий имен и отчеств обладает большой выразительностью, это еще Гоголь понял, так Чичиков читал список мертвых душ, в этом смысле телефонную книгу поставить МОЖНО, не номера, а имена-фамилии-отчества.)

«Уходят наши», что остается делать? «Надо жить, надо работать». Перетерпеть весну, лето и осень, дождаться, когда снова придет зима и новый снег старому на смену. Прошлогодний снег растворится в новом «отдаст свою жизнь тем, кому она, быть может нужна».
Передача эстафеты. Представим перед внутренним взором такую "последовательность Маш": 1901-Книппер, 1940-Тарасова, 1965-Доронина, 1981-Демидова, 1990-Слюсарева, 2009-Касьяник.

Вот такие сейчас три сестры (Маша – та, что справа):

Ольга (та, что в центре) говорит Ирине (той, что слева) - Сегодня ты вся сияешь.

А это (для сравнения) первые три сестры, таганские


Продолжение темы:
http://lev-semerkin.livejournal.com/198417.html
Tags: ОКОЛО, Таганка, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments