Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

“Чтобы начать нашу жизнь снова”

*
”Уходят наши”

С самого начала зарифмованы смерть отца трех сестер генерала Прозорова и смерть автора «Трех сестер» писателя Чехова (титры с воспоминаниями Бунина).
Спектакль начинается из-за такта («с затакта»), со сцены похорон. На столе лежит бревно, три сестры в шинелях («народу мало, дождь, снег»), два подпоручика опускают бревно на пол.
В списке действующих лиц - три сестры (без имен),их играют Татьяна Лосева, Лилия Загорская и Лика Добрянская, а также Ольга, Маша, Ирина - в этих ролях молодые актрисы, выпускницы театрального института им.Щукина 2008 года Яна Лисицкая, Элен Касьяник и Мария Погребничко.

Три сестры - три.

Каждому десятилетию (восьмидесятым, девяностым и нулевым) свои «Три сестры».

"ТРИ СЕСТРЫ", Ю.Любимов (Ю.Погребничко), ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, 1981 г. (5)

"ТРИ СЕСТРЫ", Ю.Погребничко, ТЕАТР ОКОЛО, 1990 г. (8)

"ТРИ СЕСТРЫ", Ю.Погребничко, ТЕАТР ОКОЛО, 2009 г. (9)


Нынешняя премьера это не новая редакция спектакля, который шел в театра ОКОЛО в 1990-2004 годах, а новая постановка, генетически связанная с прежней. А также и с первыми «Тремя сёстрами», режиссерской работой Погребничко, которую выпускал Любимов в театре на Таганке в 1981 году, а через нее с постановками МХАТ 1901 года и БДТ 1965 года.
В театр ОКОЛО пришло новое поколение актеров, возникла необходимость дополнить цепочку новым звеном.

Бревно унаследовано как раз от постановки 1990 года, там оно раскачивалось вдоль сцены во время пожара. Перешли из той постановки и двое актеров – Владимир Богданов (Вершинин) и Никита Логинов (Федотик). А настоящий талисман «Трех сестер» Погребничко - Константин Желдин - участвовал во всех трех постановках. В первой играл Кулыгина, во вторую его ввели на ту же роль через несколько лет после премьеры, теперь играет Ферапонта.
На Таганке он спрашивал у зрителей «где Маша?», в нынешней постановке тоже разговаривает со зрителями, бормочет что-то себе под нос – «сейчас швейцар из казенной палаты сказывал… про канат, про мороз в двести градусов, про две бивалютные корзины, которые привезли то ли из Москвы, то ли из Петербурга, не упомню». По сложной цепочке ассоциаций в спектакле появился Александрийский столп (фотография прислонена к стене), который тоже "не то в Москве, не то в Петербурге стоит, не упомню". Эту картинку сестры представляют, когда говорят «в Москву, в Москву!». Столп рифмуется с бревном, а бревно в свою очередь с мертвым деревом, которое «качается вместе со всеми и участвует». Ангел на вершине столпа с ангелом из текста Кулыгина («Дорогая сестра, позволь поздравить тебя с днем твоего ангела»).

Из постановки 1990 года унаследованы и пара музыкантов, певица и аккомпаниатор. Тогда играл Юрий Павлов, а пела Наталья Рожкова. Теперь играет Егор Павлов, а поет Александра Тюфтей (очень хорошо поет, в рожковском стиле, достойная смена).
Между прочим, эти музыканты - постоянные околовские персонажи, герои «Русской тоски» и многих других спектаклей, отнюдь не режиссерская отсебятина. Про них у Чехова написано, в четвертом действии ремарка – «бродячие музыканты, мужчина и девушка, играют на скрипке и арфе». Консервативные постановщики почему-то эту сцену вымарывают, а радикал Погребничко сохранил. После ремарки идет замечательная реплика Анфисы :

Анфиса (подает музыкантам). Уходите с богом, сердечные… Горький народ. От сытости не заиграешь.

В первой, таганской постановке из этой ремарки вышли военные музыканты - солдат с баяном и целый военный оркестр (настоящий – Оркестр Штаба ордена Ленина Московского Военного округа).
В нынешней постановке оркестр на сцене не появляется, военные марши идут в записи, но зато здесь есть и запись начала военного парада («на одного линейного дистанции»). Мне показалось, что звуковая дорожка взята из документального фильма о параде Победы 24 июня 1945 года. Что опять же связано с Александрийским столпом (памятником победы в Отечественной войне 1812 года).

А главное наследство – три сестры, они гостят в новой постановке из старой (там Загорская играла Ирину). Приходят перед началом первого действия, потом в начале второго, материализуются в темных комнатах, одна даже берет кусочек сахара (а бдительная Наташа сразу замечает пропажу), и наконец в финале – появляются и долго не хотят уходить, пританцовывают, как три клоунессы, ну еще чуть-чуть, еще одно па.
Но время неумолимо на их место уже пришла смена, новые молодые актрисы на роли сестер Прозоровых.

Снова зима
Приходит новая глупость
Старой на смену

Кобаяси Исса

В оригинале стихотворения, напечатанного в программке, не «зима», а весна. Но для меня тема цикла «Трех сестер» Погребничко связана с образом «прошлогоднего снега».

Продолжение темы:
вторая часть - http://lev-semerkin.livejournal.com/198088.html
третья часть - http://lev-semerkin.livejournal.com/198417.html

а также
http://lev-semerkin.livejournal.com/456614.html,
http://lev-semerkin.livejournal.com/493524.html
Tags: ОКОЛО, Таганка, театр
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…