Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Махагонией по ламмермурии.

*
Ламмермурия.

Оперный 2009-й начался под знаком «Лючии ди Ламмермур».
Сначала сводки из Санкт-Петербурга и Нью-Йорка о возвращении из декрета Анны Нетребко.
Потом премьера «Лючии ди Ламмермур» в Москве с участием Хиблы Герзмавы.
Потом по горячим следам послушал запись с Монсеррат Кабалье (надо признаться, что живая Хибла больше по сердцу пришлась, чем консервированная Монсеррат).
Потом скачал запись с Марией Каллас (запись из категории архивных – моно, сделана в театре, и надо сказать, что миланская публика 29 сентября 1955 года вела себя также, как московская 13 февраля 2009, - арии Эдгардо аплодировала больше, чем сцене безумия Лючии).
В планах было еще разыскать запись с Джоан Сазерленд,
но захотелось сделать перерыв на что-то контрастное, тоже оперное, но совсем другое. И вспомнил про недосмотренную с первого раза («НИАСИЛИЛ») видеозапись оперы Курта Вайля «Махагони». "Тоже опера" – ни тебе прекрасных мелодий, ни возвышенных героев. Двадцатый век.

На диком западе.

"ВОЗВЫШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ГОРОДА МАХАГОНИ", Дж.Дойл, ЛОС-АНДЖЕЛЕССКАЯ ОПЕРА, 2007 г. (7)

Опера Курта Вайля и Бертольда Брехта была написана и впервые исполнена в Германии (первый «скетчевый» вариант в 1927 году, второй - развернутый оперный, в 1930, на даты следует обратить особое внимание, между ними разразился кризис 1929 года, «возвышение» в самом буквальном экономическом смысле сменилось «падением»).
Но именно в американском театре ей самое место, лучшего места для постановки, чем самый дальний запад запада (Лос-Анджелес) не найти.

Завязка сюжета – американская мечта, трое беглецов (беглецов от правосудия, спектакль начинается с плаката WANTED) основывают в пустыне город. Так была основана Америка, так был освоен запад.
Вряд ли это закладывалось Брехтом сознательно, но освоение дикого запада Фатти, Мозесом и Леокадией выглядит как пародия, оборотная сторона медали, по отношению к истории капитанов Льюса и Кларка и индианки Сакагавеа, положенной в основание другого музыкального произведения – фортепианного концерта Филипа Гласса “After Lewis and Clarke”. У Гласса благородный порыв эпохи просвещения, у Вайля его циничная изнанка.

Махагония.

Город Махагони – современное общество, аллегория Брехта более чем прозрачна. Собственно она и задумывалась как лобовая, такова природа брехтовского театра.
И актуальности аллегория ничуть не потеряла, 80 лет проходила проверку на прочность и в 2008 году прямо на наших глазах очередное возвышение сменилось очередным падением.

На сцене под вывеской “MAHAGONNY” подвешена табличка с цифрами 666.
Здесь молятся двум богам – свободе и деньгам.
Город Махагони – царство свободы. ЗДЕСЬ МОЖНО ВСЁ (любой каприз за счет клиента). Нельзя только одного – не иметь денег. В уголовном кодексе Махагони всего одна статья и за это преступление (за отсутствие денег) карают смертью.

«Вайль использует взрывную силу нижнего пласта, чтобы разрушить средний и приобщиться к высшему» Т.Адорно.

В музыке заметно влияние немецкого оперного экспрессионизма начала 20-го века и низких музыкальных жанров, концепция Вайля – смешение высокого и низкого.
В исполнении арий и песен сочетается оперная манера Рихарда Штрауса (времен «Электры» - сильная и жесткая, под скрежещущий оркестр) и эстрадная подача (не сладкая, а самая грубая, скандальная, китчевая). Оперной середины (всей это ламмермурии, по Брехту - кулинарной музыки, средства наслаждения) здесь быть не должно, как и эстрадной середины, тоже услаждающей слух. К сожалению, в спектакле правильное сочетание мало кому удается. Большинство исполнителей – оперные певцы (или, может быть, бродвейские) они держатся в рамках, как раз посередине, смелости им не хватает, а здесь нужен беспредел.

Самая большая проблема постановки в исполнителе главной мужской роли. Джимми не просто главное действующее лицо, он еще и «главный докладчик» авторского месседжа. Энтони Дин Гриффи, играющий главную роль, типичный полноватый тенор, не обладает мужской харизмой. Когда вспоминаешь знаменитые постановки Брехта в нашем театре, то видишь в этой роли не «штаны», тем более не «облако в штанах», а скажем – Губенко или Высоцкого, а из постсоветских времен – Райкина. Вот кто мог бы донести месседж, обратиться прямо в зал.

Что такое вокальный и актерский беспредел показывают две певицы, исполнительницы главных женских партий – Патти Люпон (Леокадия) и Одра Макдональд (Дженни). И внешность и голос разят наповал. Поют пронзительно, голос пробирает до кишок. Эти две дамы раздвигают пространство, отодвигают оркестр на положение аккомпаниатора, а всех партнеров в статисты. Одна белая, другая черная, они выглядят партнершами, хозяйками города, что не вполне соответствует замыслу. Все-таки Леокадия и Дженни принадлежат разным классам.
Леокадия – сатирическая героиня, Дженни - лирическая. Леокадия – хозяйка города, а Дженни – душа. В отсутствии главного героя (у Брехта это Джимми) именно она выходит в лидеры, Джимми казнят, Дженни остается. Такое решение придает спектаклю неоднозначность. Джимми выступая на суде, посылает в зал четкие телеграммы-лозунги («свобода, основанная на деньгах – несвобода»). А что творится в душе у этой черной пантеры?
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments