Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Записки мечтателя из мертвого города

*
Продолжение про «Униженных и оскорбленных» Светланы Земляковой.

Записки мечтателя

Соединяет две части дилогии, две автономные сюжетные линии общий, сквозной персонаж (сшивает половинки как челнок), он же является и лицом от автора, рассказчиком.
Главного героя зовут Ваня. Герой очень своеобразный, со своим особенным характером – страдательным, и со своей темой.
В первой части («Наташа») эта тема была очень заметна, спектакль был построен, как воспоминание. Герой не столько действует, сколько присутствует рядом, помогает. Иногда кажется, что присутствует незримо. Ваня, как автор, писатель, присутствует незримым свидетелем при самых важных даже интимных разговорах своих героев, причем герои естественно «не видят», не замечают своего автора. Или по крайней мере нисколько его не стесняются и «поверяют самые сокровенное», все тайные мысли и желания.
А ведь это точный психологический портрет. Именно такого человека используют, как подушку или плечо (выплакаться), ведь даже самодостаточный Князь испытывает потребность в слушателе (зрителе), и ему хочется покрасоваться, пообнажаться, поделиться тем что внутри. И лучшего собеседника (жертву), чем созерцатель не найти. Всем помогает и Князю поможет (Ваня и князь – контрастная и взаимодополняющая пара, вуайер и эксгибиционист).
И зрителю поможет. Актер с первых же слов находит верную доверительную интонацию, сразу располагает зрителя к разговору, хотя это был только монолог рассказчика, со спектакля выходишь с ощущением, что поговорил с очень хорошим человеком.

Все это наталкивает на очень интересное предположение, подкрепленное и режиссурой первого спектакля и актерской игрой. А не является ли все происходящее на сцене фантазией, плодами воспаленного романтического, сентиментального воображения больного юноши, который начитался Диккенса и представляет отрезок своей подлинной жизненной истории в образах преувеличенных и искаженных. Поэтому так неправдоподобно закручена интрига, поэтому персонажи так утрированы. Отсюда и контрастность, парность персонажей. Две героини, две соперницы Наташа и Катя противоположны не только внешне (блондинка и брюнетка), Серафима Огарева и Марина Ворожищева играют два контрастных характера, негативный и позитивный. Еще одна пара - Алеша и Ваня, счастливый соперник и несчастный страдалец, беззаботный Арлекин и печальный Пьеро. Вариация вечной, сказочной темы Ивана-царевича и Ивана-дурака.

Такое театрально сказочное представление свойственно молодому взгляду на жизнь, ведь рассказчик молод. Серьезное отношение к жизни просвечивает за шутками и выходит на первый план очень редко. Один из таких эпизодов завершает сюжет первого спектакля, Алеша и Катя уезжают, Ваня и Наташа остаются вдвоем.

Он стоит совсем близко возле нее и совсем близко к пониманию какой-то важной истины о себе и о своей жизни. Самый проникновенный эпизод мгновенно переводит облегченную человеческую комедию в подлинную драму. И сразу за трогательным разговором Вани и Наташи – возвращение в комическую стихию. Оттолкнувшись от фразы «а не пойти ли мне в сумашедший дом» спектакль заканчивается дивертисментом, что-то типа выходов на поклоны. Во время дивертисмента эксгибиционист все-таки распахивает свое пальто, под ним оказывается .. длинный галстук на голое тело. Между прочим, насмотренный зритель увидит здесь шутливый привет от нынешних кудряшей кудряшам предыдущего поколения, которые поразили театральную Москву игрой в пальто на голое тело с последующим обнажением в «Троянках».

Во второй части тема писательства к сожалению уходит. Иванушка-мечтатель примеряет на себя другую роль, не созерцателя, а спутника, ведомого, роль доктора Ватсона при частном детективе (ведущем). Достоевский сделал просто блестящий набросок детективного жанра, к сожалению для спектакля, детектив остался на периферии сюжета. А то бы можно было в дополнение к «комедийной» первой части поставить «детективную» вторую.

В центре сюжета – девочка Нелли. Любовный многоугольник усложняется еще одним звеном («а Нелли любит Ваню»), жаль только что этот дуэт не сложился. Здесь возвращается и бьет по спектаклю другим концом, проблема, органически присущая учебным спектаклям. Роли разновозрастных персонажей приходится играть ровесникам. В комедиях или условно-театральных работах проще – бороды клеют, очками маскируются, надевают маски, а в постановках реалистических, тем более романных, зрителю приходится на многое "закрывать глаза". К тому что пап-мам играют ровесники юношей-девушек уже как-то притерпелись, но здесь нужно было сыграть 12-летнюю девочку и возрастной барьер оказался преодолен только в самом финале. Финал – «смерть Нелли» - сделан условным, условность и помогла снять возрастное несоответсвие. Условность подготовлена появлением «мертвых» – мамаши и дедушки, они присутствовали среди живых, появляясь пунктиром на протяжении всей второй части.

Гиблое место

Вторая тема романа и постановки – «гиблое место». Тема рождается в первом спектакле из противопоставления деревенской идиллии (безмятежной юности в имении, на природе, в окружении любящих родных, у стола с самоваром) и основных событий, происходящих в городе. Зловещий, черный силуэт Петербурга на заднике – главный элемент сценографии.
Во втором спектакле тема находит полноценное завершение, в первой были только «цветочки».
Это город мертвых, что во второй части особенно наглядно. Немцы – манекены (предлагают старику не горевать, что умерла собачка, из нее можно сделать чучело и она всегда будет рядом). Дальше – больше, появляются торговки человеческим телом и покупатели. Город потребляет детей, убивает живые чувства и распаляет извращенные, город губит героя чахоткой, нищетой.

В самом финале герои наконец то вырываются из города в пригород, накрывают длинную белую скатерть (визуальный антипод черной панораме Петербурга на заднике), происходит успокоение и примирение, но, как и в финале первой части, оказывается счастье было так возможно, но теперь уже поздно, Нелли умирает и отступает назад к черном заднику, где ее ждут мамаша и дедушка.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment