Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Достоевский – лайт.

*
«УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ», С.Землякова, РАТИ, 2008г. (7)

Роман в театре.

Благодаря случайности, соседству в списке премьер сезона и в моём собственном театральном расписании, срифмовались театральные версии двух романов – Достоевского и Джойса («Улисс»).
Понятно, что задачи перед постановщиками стояли разномасштабные. "Униженные и оскорбленные" – небольшой роман (хотя и с секретом, с выходом на большие), а «Улисс» - очень большой. "Униженные и оскорбленные" – роман традиционный, а «Улисс» - нетрадиционный. Джойса играют мастера (актеры Мастерской Фоменко), а Достоевского – ученики (студенты мастерской Кудряшова в РАТИ). И все же обе постановки являются примерами на тему «роман в театре». К слову сказать, продолжительность спектаклей-романов одинаковая – по шесть часов.

Оба спектакля неровные, оба мне понравились, и впечатления я оценил одинаково, на семь баллов. Однако если вести речь не о спектакле в целом, а о преобразовании романа в спектакль – результат вышел противоположный. У Каменьковича не получилось, а у Земляковой получилось. И причина в том, что он не нашел оригинального театрального хода, не придумал каким приемом перенести роман на сцену, а она такой ход нашла.

Театральный сепаратор.

Замысел очень хорош (членение романа надвое, на два самостоятельных спектакля, контрастных по настроению и манере игры и составляющих дилогию).

На этапе инсценировки, режиссерского сценария идея проведена просто блестяще. Роман мастерски разделен на две самостоятельные истории. Причем разрез проведен не поперек, а вдоль сюжетной линии. Роман не разрублен надвое (от начала до середины – первая часть, от середины до конца – вторая), а более тонко разрезан (на историю Наташи и историю Нелли), две автономные сюжетные линии расплетены. Автор сплел косичку, ее аккуратно и бережно расплели. Разрез идет от самого начала романа и до самого конца, из текста первых страниц романа сделано и начало первого спектакля и начало второго, то же самое с последними страницами – завершение сюжетной линии представлено в финале второго спектакля, а итоговые размышления рассказчика представлены в конце первого (перед заключительным дивертисментом).
Операция проделана не механически, это разделение имеет и театральный смысл, оно и составляет основную идею постановки, две расплетенные сюжетные линии оказываются очень разными, даже полярными и постановка спектакля в два вечера позволяет четче развести полюса.
Можно привести такое сравнение – роман помещен в театр, как в сепаратор, отделяющий более легкие фракции от более тяжелых. «Легкие фракции» - история любви молодых героев, деревенская юность, комические эпизоды. «Тяжелые фракции» - «свинцовые мерзости жизни», беспросветная нищета, одиночество болезнь и смерть в каменных джунглях сырого, холодного и темного зимнего города.

Так из одного романа образовалось два, вполне полноценных и законченных. И два спектакля самостоятельных и образующих дилогию, две половинки дополняют друг друга. Герои второй гостят в первой, посылая тревожный сигнал (две нищенки), затем герои первой «отдают визит», приходят во вторую в решающий момент, чтобы попытаться спасти, вырвать героев из городских трущоб.

Первый спектакль - более цельный, оригинальный, легкий (и оттого менее "достоевский"). Но за лирическими и комическими перипетиями сюжета (Ваня любит Наташу, Наташа любит Алешу, Алеша любит Катю, и только позитивная Катя любит «правильно» - Алешу) есть серьезный содержательный план.
Две темы - "записки мечтателя" (отмечу превосходную работу Макара Запорожского, фактически он сыграл три роли слитые в одну – Иван Петрович, рассказчик и автор) и "гиблое место" (черный силуэт Петербурга на заднике).

Легкий подход, как оказалось, вовсе не противоречит Достоевскому. Ведь "Униженные и оскорбленные" это можно сказать «Достоевский-лайт».
Если представить собрание сочинений Достоевского как единый текст, мегароман с общими героями, темами, сюжетными узлами, то "Униженные и оскорбленные" это оболочка. Вступление или набросок, где заявлены, но даны в облегченном виде, в виде эскизов основные идеи центральных, главных романов. Здесь и смерть девочки Нелли (мальчика Илюши) и развратный Князь (Ставрогин, Карамазов) и встреча двух женщин–соперниц Наташи и Кати (набросок будущих встреч Аглаи и Настасьи Филипповны, Катерины Ивановны и Грушеньки).
Выделив из романа самую светлую, легкую часть получили уже «Достоевский-лайт-лайт» и поставили ее вполне адекватно. Показательный пример – театрализация откровений Князя на тему «всё позволено». Тяжелая тема превращена в шутку, в цирковой эпизод с эксгибиционистом (Рустам Ахмадеев как Бенни Хилл дефилирует по сцене в пальто на голое тело, выбирает среди зрителей жертву, прицеливается и … вот-вот распахнет пальто, но нет, не все сразу).

Второй спектакль - очень неровный, пульс то пробивается, то совсем пропадает. Переключение в серьезный регистр и режиссеру-педагогу и студентам не сразу далось. Видимо, сказался недостаток опыта режиссерского конструирования и недостаток актерского опыта и ограниченность возможностей учебного театра.
Действие сильно оживляет новый персонаж (новый не только для спектакля, но и в каком то смысле для всей мировой литературы) - частный сыщик Маслобоев (Артём Цуканов прекрасно сыграл человека действия, контрастный образ в пару к главному герою-созерцателю). К сожалению (для поклонников детективного жанра) Достоевский не стал разрабатывать обнаруженную золотую жилу и пустил историю расследования пунктиром, по периферии сюжета.

Расстрел.

И еще одно привходящее обстоятельство. Второй спектакль, который был в показан в ТЦ «На Страстном» 18.02.09 был расстрелян двумя фотографами.
Стреляли очередями, почти без перерывов - сменят позицию, прицелятся и огонь! Сбивали актеров на взлете, отвлекали внимание зрителей на себя, временами канонада была так сильна, что напрочь заглушала реплики. Спектакль спотыкался, казалось вот-вот и рухнет, только к последним сценам собрался с силами и встал на ноги. Помог ввод в бой свежих актерских сил из резерва (из первой части). Они пришли спасать героев и постановку заодно спасли.

(продолжение здесь, раз спектакль в двух частях, то пусть и отклик будет тоже в двух :)
Tags: театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…