Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

обьять необьятное НЕЛЬЗЯ!

*
«УЛИСС», Е.Каменькович, МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО, 2009г. (7)

Начало:

Про первое действие и бОльшую часть второго сказать почти нечего.
Это надо ПЕРЕТЕРПЕТЬ.

Роман - неординарный (это мягко говоря :)
А постановка - собрание театральных общих мест (надписи-подсказки на стене, галерея на втором этаже, люк-могила, мальчишки-разносчики газет в больших кепках, …, …, …)

Первое действие - очень скучно, начало второго - невыносимо скучно.
Иллюстративно и не-театрально.

Огонек начинает теплиться в главе «Циклопы». Портрет дублинцев в кабаке, национальный вопрос, параллель Ирландия – Россия, пафос совсем не джойсовский. Но хоть какой-то смысл возникает.

Театр же начинается с 13-го эпизода ("Навсикая"), последнего перед вторым антрактом.
Моя бы воля - первые 12 отправил бы "фтопку", то есть на переплавку, сократил бы раза в два (как минимум)

Желание непременно поставить весь роман Джойса, все 18 эпизодов - желание формальное («для галочки», «чтоб было») а не художественное. Вот и вышло нехудожественно. Охватить весь роман невозможно, да и не нужно.

Конец:

Обьять необьятное нельзя, а выход всегда можно придумать.

Можно было делать, скажем, "Улисс. Конец романа". А ведь отличное было бы название! И многозначное, и концептуальное, и в пару к фоменковской постановке "Война и мир. Начало романа" .

Конец, последние 6 эпизодов романа, получились, а этого уже очень много.

Навсикая-Герти передает эстафету третьей части и там костер загорается.

И декорация становится небанальной – отлично придуманы ворота парка с прозрачными дублинцами и Джойсом посередине.
Шар из металлических прутьев и сам по себе хорош и дал возможность вписать героя в окружность (человек с известного рисунка Леонардо) – очень содержательная картинка.
Окно Молли на втором этаже - огонь маяка, тема моря, тема башни возвращается из первых эпизодов. Тогда не получилось, сейчас получилось.

Спектакль сделан весьма небольшой актерской командой, оказывается Улисса можно и на троих разыграть – Леопольд, Стивен и Молли. А также шесть дублинцев.

Можно записать в актив и Молли-Кутепову, и Быка/Буяна-Казакова и Герти-Шмуклер.

Меньше повезло Дедалу, вина не актера (у Юрия Буторина внешнее попадание есть), а режиссера. Основные дедаловские эпизоды совсем не получились и такая театрально значимая параллель с "Гамлетом" не прозвучала (литературную линию спектакля я бы первую под нож пустил). Гамлетовская параллель прозвучала (иронически) только в программке (последние слова, перед благодарностью меценатам – «и тишина» :)

Но, главное, к третьей части стал виден Блум-Горячев. Может быть это и не весь Блум, но Польди Горячев сыграл.
Какое замечательное имя для собачки :) Или для свинки, той что на рекламном обьявлении («берегите пенсы, а уж фунты сами сберегутся!»).
Польди вместо Блума. Как заметил vonaufas: «не хватило ощущения трагизма жизни и вообще драмы». Пресловутая фоменковская легкость-мотыльковость помешала эту сторону передать. Вот полет хромоножки на качелях - это пожалуйста, женственность-загадочность всякая…

Молли-Кутеповой больше всех повезло. Ее эпизод – «Пенелопа» - самый последний. Спектакль в спектакле, актерское соло. Но не такое как у Джойса (поток сознания «моно» и без знаков препинания). Эпизод тщательно срежиссирован. Актрисе помогли всем чем могли, всеми театральными знаками препинания, всю сцену задействовали. И добились верного состояния. Финальное джойсовское «Да» прозвучало.
Место действия - море/постель,
время действия - бесконечность.

UPD: Почитал критику. О таком большом (по замаху и по продолжительности) спектакле пишут на удивление лаконично и впечатления схожие (от «все-таки минус» у максималистов до «все-таки плюс» у Благодарных Зрителей).

Явный плюс спектакля, это многие заметили, - он пробуждает интерес к роману, хочется почитать/перечитать/прочитать. Я вот тоже на следующий день полез на антресоли, нашел книгу, стряхнул пыль и прочитал первую и последнюю главу.
После чтения по горячим следам утвердился во мнении относительно успеха Молли и неудачи Стивена.
Кутепова конечно не охватила всего, но ухватила главное, женское.
У Буторина как раз главного и не прозвучало – там ведь такой нерв бьется, «комплексы» (неполноценности и сверхполноценности «в одном флаконе» - взрывная смесь), отсюда постоянная вибрация, рефлексия, сарказм, самоуничижение, самооправдание, подозрительность. Первая глава в каком-то смысле рифмуется с последней, тоже поток возбужденного сознания. В театре это можно сыграть, зажечь - причем с самого начала, с первой главы (например, тем же приемом, что и финал – большим сбивчивым монологом)
У Каменьковича все слишком спокойно повествовательно иллюстративно вышло.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…