Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Женщина в белом и Бумажный солдат.

.
Продолжение про «Лючию ди Ламмермур» Адольфа Шапиро.

Главная сцена оперы – сцена безумия из третьего действия (спектакль идет с одним антрактом, поэтому получилось из второго), потребовала очень больших усилий режиссера и певицы. И их усилия увенчались!

Сцена очень тщательно подготавливается. Сначала визуальный эпиграф – проход Лючии из кулисы в кулису в белом свадебном платье. Потом короткая комическая разрядка – свадебные гуляния гостей. Потом смена регистра – трагическое известие, в заднике приоткрывается щель и мы видим труп, священник Раймондо (Дмитрий Степанович) сообщает о безумии невесты, заколовшей жениха.
В этом эпизоде и хор поет особенно проникновенно и в голосе священника роковое известие прозвучало.
Степанович хорошо спел, но сыграл плохо. Роли священников редко удаются и драматическим и оперным артистам, не попадают они в пластический рисунок, ходят в сутанах, будто в штанах, плавности не хватает и величавости. Из картонных фигурок эта была самая неудачная. Двигалась по сцене слишком быстро и стояла чересчур картинно.

Лючия появляется в том же огромном картонном свадебном платье, а затем выходит из него … и из картонной реальности. Картонная фигурка ожила, она обретает собственное зрение и единственная из всех персонажей начинает понимать, где она находится – в оперном театре, на сцене. Она замечает оркестровую яму, которую не видят остальные (и которую зрители «не видят» ), подходит к ней как к обрыву, чуть не падает. Режиссер направляет в оркестровую яму луч света, словно указку. Луч падает на ноты и на флейтиста, тот разворачивается спиной к дирижеру и лицом к Лючии, Лючия садится на край ямы и вместе с флейтистом исполняет дуэт голоса и флейты.

Голос певицы и в первом действии производил самое хорошее впечатление, зал буквально замирал, когда она пела. Аплодисменты уже давно научились "организовывать", а вот тишину "организовать" нельзя, она складывается стихийно, когда "контрольная масса" из тысячи присутсвующих замирает, потому что начинает прислушиваться.
Но были и проблемы – когда певица форсировала звук, голос искажался.
Во второй части этот недостаток исчез, голос звучал просто превосходно, летал как белые чайки видеопроекции.

После сцены безумия Лючии, вышедшей в иную реальность, мы возвращаемся в картонный театр, наше внимание переключено на Эдгардо – бумажного солдата. Рука режиссера ставит его фигурку посреди сцены, из правой кулисы выезжает конная статуя – надгробный памятник и несколько рыцарей. Эдгардо герой страдательный, изгнанник, последний из славного рода, истребленного братом Лючии.
Бумажный солдат поет длинную арию и срывает (нет, не голос, аплодисменты, переходящие в овацию). Долгов голос не жалеет, форсирует на максимум, поет как будто в последний раз (что точно соответствует состоянию персонажа) и покоряет публику.
Любовь к Лючии была последней ниточкой, что связывала его с жизнью.
Ниточка оборвалась, бумажный солдат сгорел (закололся).

Приложение. 10 вокальных впечатлений.

Я не хожу в оперный театр слушать голоса. Если и возникают вокальные впечатления, то случайно, сами собой.
Но все таки с десяток впечатлений от живого оперного вокала уже собралось в памяти (среди них есть и "сильные" и "услаждающие слух").

А.-К.Бенке - «Летучий голландец», БТ
Д.Ганьон - «Так поступают все», Пикколо
Х.Герзмава – «Летучая мышь», МАМТ
Х.Герзмава – «Золотой петушок», МАМТ
Х.Герзмава – «Травиата», МАМТ
Л.Гоголевская – «Электра», МТ
О.Гурякова – «Мадам Баттерфляй», МАМТ
М.Лемешева – «Свадьба Фигаро», КМТ
Ф.Мели – «Любовный напиток», Михайловский театр
А.Нетребко – «Война и мир», МТ

Надеюсь, когда впечатления от премьеры уложатся в памяти, Герзмава и Долгов займут достойное место в этом ряду.
Tags: музыка, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…