Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Лючия» и Александр

*
«ЛЮЧИЯ ДИ ЛАММЕРМУР», А.Шапиро, МАМТ, 2009г. (10)

Как вписаться в чужой монастырь со своим уставом

Адольф Яковлевич Шапиро в нынешнем театральном сезоне совершает уже вторую попытку освоить совершенно новую для себя театральную территорию, автономную, замкнутую в собственных границах и собственных традициях, можно сказать бастион или крепость, не доверяющую чужакам, отделенную рвом особенной театральной условности от того театра, где режиссер обычно работает. И во второй раз добивается успеха – крупного, принципиального и бесспорного.

Первым он покорил Малый театр поставив «Дети солнца». Поставил не ломая малотеатровских традиции. Но и не капитулируя перед уставом чужого монастыря, не забывая свой собственный режиссерский устав. Он нашел формулу для сочетания двух уставов, включил крепостной устав в свой спектакль, как маленькую матрешку в большую. Что позволило ведущим актерам Малого театра (а Шапиро занял в спектакле лучших из лучших) раскрыть свои лучшие качества, сыграть роли так, как умеют только они – сочно, крупно, харАктерно. Больше того, он сумел включить в спектакль и сами крепостные стены Малого театра.
Вторая крепость – оперный театр был покорен тем же приемом. Уважительным отношением к природе оперного искусства, к местному уставу. Здесь он тоже работает с лучшими из лучших и вместе с первой оперной певицей Москвы Хиблой Герзмавой создал настоящую крупную оперную роль. Придумав спектакль суперрежиссерский, он нашел такой ход, что позволил оперным певцам заниматься своим делом, тем что они умеют лучше всего – петь. А работу по выстраиванию концепции целиком взял на себя, на свою постановочную команду. Такое разделение труда привело к успеху и музыкальному и театральному.

Игрушечный театр Александра

Режиссеру совсем скоро (будущим летом) исполнится 70 лет, а он сохраняет совсем детское, первозданное отношение к театру, как игре, даже как к игрушке – волшебной коробочке. Те, кто видел фильм «Фанни и Александр» вспомнят – там у героя был такой детский игрушечный театрик. Сцена, занавес, кулисы, задник и картонные фигурки – актеры в бумажных платьях. Постановка «Лючии» это именно такой театр, и традиционная оперная эстетика-статика идеально в него вписалась.
Пустая сцена без декораций, на нее из левой боковой кулисы выезжают арфа, из правой – конная статуя рыцаря. Рука режиссера расставляет по сцене плоские фигурки героев в нарядных платьях или статистов в рыцарских латах, а потом оставляет фигурки в покое – путь попоют, а режиссер, как мальчик, усаживается перед сценой, включает воображение и смотрит. Публике же предлагается роль Фанни, Александр устраивает свой театр для нее. Публика тоже должна пробудить воображение. Воображение - самое главное качество Благодарного Зрителя, оно превратит статичные плоские картонные фигурки в персонажей оперы.

У воображения зрителя оперного театре есть сильнейший помощник – музыка. Она заполняет пустое пространство сцены и превращает его в шотландский замок. Музыка превращает игрушечный театрик в большой настоящий оперный театр. Когда картонные персонажи поют, пение придает им объем, превращает цветную бумагу в старинные ткани.
Режиссер оставляет очень много пустого пространства для музыки, для фантазии. Холст практически чистый. Ключ к сценографии – отопительный радиатор. Он весь спектакль торчит на задней стенке, подсказывает, что сцена обнажена. Шапиро и в Малом театре этот же прием применил, но там обнаженный задник был подлинный, натуральный, реалистичный. Здесь - условный (я думаю, что это макет радиатора), покрашен белой каской. Радиатор - тест для воображения, воображение должно «исключить» радиатор из поля зрения, сможешь его «не заметить» и опера оживет. Но и совсем забывать про радиатор не следует, мы все-таки в театре.
Радиатор может послужить также своеобразным капканом, поставленным для тех (или НА тех :), кто не понял, или не принял замысел режиссера.

Детский игрушечный театр устроен по принципу рупора, широкой стороной открытого в сторону зрительного зала (и чем дальше от зрителя, тем уже пространство – за счет боковых кулис). Такая коробка-рупор именно к оперному театру подходит, как нельзя лучше, она позволяет собрать звуковой поток и направить в зал. В финале первой части режиссер продемонстрировал понимание специфики театрального пространства в музыкальном театре, выстроив мизансцену рупором – максимально широким, как только может себе позволить зал. Даже ширина сцены оказалась недостаточна (а в МАМТ очень широкая сцена) хор вышел за пределы сцены, сначала он захватил обе боковые ложи, а потом вышел на галерею бельэтажа и спустился по боковым лестницам, в дополнение к фронтальной звуковой атаке (со сцены, где пели солисты, и из оркестровой ямы - сабвуфера, как заметил alexat :) зал был охвачен и с флангов.

Задняя стенка театральной коробки-рупора, театральный задник, служит фоном для действия. На заднюю стенку игрушечного театрика можно наклеить репродукцию какой-нибудь картины из журнала «Огонек», романтический пейзаж. Бергмановский Александр про журнал «Огонек» не знал, а режиссер и автор сценографии Андрис Фрейбергс наверняка помнят. На задник поместили берег озера с луной, как у Куинджи (луна отражается в темных водах озера). А потом морской пейзаж с одиноким парусником. Реальность картинная, а не картонная. Картины настолько натуральные, что на их фоне вполне натурально смотрится живая лошадь. Белая лошадь появляется в сцене свидания Лючии и Эдгардо, ведет себя совершенно естественно («как живая»), когда герои поют дуэт – поворачивает к ним голову и прислушивается. Во второй части лошадь Эдгардо появляется еще раз, теперь в воображении Лючии, как гостья из счастливого прошлого.

На стенки детского театрика можно с помощью волшебного фонаря проектировать летящих чаек, плывущие облака, водную поверхность озера.
Воображение режиссера может менять регистр. Например, от мужских сцен - к женским. Картинки волшебного фонаря и театральный свет (то романтически голубоватый, то трагически кровавый, багровый) – визуальные ключи к сценам. В таком условном театрике можно сыграть всё, любые жанры. Сцена появления жениха Лючии решена в фарсовом сатирическом ключе. Свадебное гуляние во второй части – веселая передышка перед трагической развязкой - гости на свадьбе переодеваются в главных действующих лиц и разыгрывают историю жениха и невесты.

Плоские картонные герои могут быстро менять накладные бумажные костюмы. По правилам игры, принятым в театре Шапиро, и этот прием обнажен и показан публике. В самой главной сцене – сцене безумия Лючии, героиня буквально выходит из своего накладного платья. Свадебное платье сделано неестественно огромным, это искажение пропорций тревожный предвестник безумия. Надо сказать, что сцена безумия подготовлена режиссером особенно тщательно, действие очень подробно выстроено, чтобы аккуратно подвести зрителя.

Про главные сцены второй части и главных героев спектакля (Лючию - Герзмаву и Эдгардо – Долгова ) следующий пост - Женщина в белом и Бумажный солдат.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…