Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Белые ночи.

"БЕЛЫЕ НОЧИ", Н.Дручек, МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО, Москва, 2003г. (8)

Настоящий "фоменковский" спектакль с насыщенной режиссурой и яркими ролями.
Хоть и поставлен не Самим, а его учеником Николаем Дручеком и никто из первого поколения "фоменок" в спектакле не занят (по-моему это первый случай, первый спектакль без участия "основоположников" в репертуаре Мастерской).

В спектакле соединены две фирменные линии в творчестве Фоменко: лирическая (сентиментальная, возвышенно-романтическая, импрессионистская) и фантастическая (эксцентрическая, гротескная, экспрессионистская). Первая линия составила славу Мастерской Фоменко, немного заслонив вторую (эксцентрики и экспрессионизма было больше у раннего Фоменко, в последние годы это проявлялось реже - в "Свадьбе" и "Безумной из Шайо"). Собственно "Белые ночи" плотно вписаны в жизнь Мастерской благодаря многочисленным ссылкам на лирическую линию "Счастливой деревни" и на гротеск "Безумной из Шайо", а также иронического перемигивания с будущей работой ("В Москву, в Москву!" говорит Агуреева и хитро смотрит в зал).
За лирику отвечает Агуреева. Настенька - прекрасное дополнение в галерею пленительных женских портретов, созданных "фоменками".
За эксцентрику отвечает Моцкус - и это, по-моему, мнению настоящий прорыв! Одна из лучших мужских ролей сезона. Каким-то чудесным образом эксцентрическая традиция нашего кино и театра (Ильинского и Гарина), прервавшаяся в середине прошлого века, воскресает в наши дни, то благодаря Фокину и Леонтьеву в "Нумере", а теперь в роли Мечтателя. У Моцкуса очень неожиданная "непрямая" трактовка. Замечательный образец "прямого" подхода - "Белые ночи" Брусникиной или фильм Висконти, где Мастрояни играл Мечтателя вполне лирическим героем. По-другому было в спектакле Саркисова в Маяковке, где Мечтателя играл Сальников и был сделан интересный ход в сторону Подпольного человека. В этом же направлении идет и спектакль Дручека. Действие разыгрывается в болезненном воображении "городского сумашедшего". Там живет идеальная романтичная Настенька и комическое окружение - люди-куклы (их играют Курдюбова, Пегова и Горячев) притворяющиеся бабушкой, кухаркой, жильцом, а потом персонажами "Севильского Цирюльника". Лирика и гротеск прекрасно уживаются в театральном пространстве, но и то и другое - на периферии главного сюжета, сюжета об "одиноком разуме" (тоже ведь очень фоменковская тема, сильнее всего выраженная в "Великолепном рогоносце").

И обязательно надо отметить художника - за экспрессионистские тени на стене, за аквариумы, за питерских львов и за развод мостов на Неве.
Tags: театр
Subscribe

  • Рас-кая-ние Кая

    . «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», К.Богомолов, ПРИЮТ КОМЕДИАНТА, СПб, 2019г. (10) Посмотрел во второй раз (первым была трансляция Золотой Маски).…

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments