Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

В дебрях Амазонки жил пират угрюмый...

*
”AGUAS DA AMAZONIA”, Philip Glass / UAKTI, 1994/1999. (8)

”ШЕПОТ В ТЕМНОТЕ”, Э.Льянг, ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, Новосибирск, 2006/2007. (7)

Лучшее место для знакомства с музыкой Гласса – театр. Не только потому, что композитор прославился оперой «Эйнштейн на пляже» в постановке Роберта Уилсона. Монотонная и ритмичная музыка Гласса идеально подходит для пластического театра, для движения, для танца (contemporary dance). Кстати, именно в театре, на гастролях какой то контемпорари труппы, я впервые узнал его имя и услышал его музыку.

История «Águas da Amazônia» тоже очень тесно связана с театром. Отрезок истории, который мне удалось проследить, в театре начинается и в театре заканчивается. Начинается в бразильском театре Grupo Corpo, заканчивается в новосибирском театре оперы и балета.
В 1993 году бразильская труппа современного танца Grupo Corpo заказала Филипу Глассу музыку для своей новой постановки. В результате появилось сочинение «Seven or eight pieces for a ballet» и в 1994 вышла премьера балета, португальское название спектакля - "SETE OU OITO PEÇAS PARA UM BALLET", хореограф-постановщик Rodrigo Pederneiras. Для исполнения музыки Гласс пригласил бразильский ансамбль Uakti, а руководитель ансамбля Marco Antônio Guimarães сделал аранжировку. Первый случай, когда Глаcс доверил кому-то аранжировку своего сочинения. Решение было отчасти вынужденное. Дело в том, что Uakti почти не используют привычных нам музыкальных инструментов промышленного производства, играют на эксклюзивных, этнических, сделанных своими руками.
В 1999 году запись была выпущена на альбоме ”AGUAS DA AMAZONIA”.

На арифметические вопросы я ответов не знаю, так как спектакля не видел.
Почему в названии такое странное количество - то ли 7, то ли 8 ? Неужели композитор умеет считать только до семи?
Почему в театральной версии восемь (или все же семь ?) частей, а на альбоме десять треков?
Первые восемь пьес названы по именам рек – притоков Амазонки (Tiquie, Japura, Negro, Madeira, Purus, Tapajos, Paru, Xingu), девятая пьеса – сама Амазонка - Amazon River (в нарушении географического соответствия она не самая длинная, Рио Негро длиннее Амазонки на 20 секунд). Десятый трек называется "Metamorphosis I" – похоже на бонус, добавленный Гимараешем к основному произведению. Бонус он и есть бонус, «метафорфозы» длиннее и скучнее «рек».

В 2006 году хореограф Эдвард Льянг (Edwaard Liang - родился на Тайване, вырос в США, танцевал в New York City Ballet) выбрал из «Семи или восьми пьес» четыре (четыре притока - Tiquie River, Negro River, Japura River, Paru River) и поставил балет "Whispers in the Dark" в театре The Aspen Santa Fe Ballet, а в 2008 году перенес его в Новосибирск.
Попав в Сибирь таким длинным кружным путем, музыка потеряла всякую связь с Бразилией, Амазонкой и вообще с водой. Несколько абстрактная и очень ровная музыка небесных сфер – идеальный орнаментальный фон для бессюжетного балета, возникающего на пустой черной сцене, как шепот из темноты. О таких спектаклях сложно сказать что-то членораздельное, но это было очень хорошо. Прохладная музыка и абсолютно черный фон подчеркивают живую энергию тела.

5.59 КБ

10.31 КБ

7.33 КБ

Спектакль был номинирован на Золотую Маску и гастролировал в Москве весной 2008 года, там я и услышал впервые отрывки из «Águas da Amazônia». Композитора сразу опознал, в инете нашел, как называется произведение, а потом нашел и сам альбом.

Гласс и Uakti представляют альтернативный взгляд на Бразилию вообще (и на Амазонию в частности).

Что мы, собственно, знаем о Бразилии, кроме того, что там много-много диких обезьян ?
Бразилия страна южная и перенасыщенная жизнью. Фавелы и джунгли.
Экватор, жара, теснота - жизнь кишмя кишит. Насекомые и всякие гады друг по другу ползают, друг друга жрут и со страшной силой размножаются.
Люди – веселые нищие. Яркие краски карнавала, зажигательная самба-румба-ламбада, сто тысяч футбольных команд, непрестанно толкаясь, закатывают мячики в ворота.

А в музыке Гласса всё по-другому – простор, водная ширь и гладь, прохлада, безлюдные пространства.
Звуки странные, на слух непонятно из чего извлекаются – то будто виброфон, то флейта, то что-то смычковое гнусавое. И обилие маленьких барабанчиков. Ритмы не зажигательные, монотонные и магические. Прозрачная, стеклянная (если оттолкнуться от фамилии композитора) музыка. Широкие реки несут свои прозрачные воды бесконечно, непрерывно и спокойно, никакой суеты. Только если прислушаться к перкуссии, «вглядеться» - в глубине вод и в траве по берегам копошатся мириады живых существ, «муравьев и пираний».

Тот же эффект несовпадения с Бразилией у меня возникал, когда впервые услышал знаменитый альбом «Wave» Антониу Жобима – сдержанность, холодность и никакой «бразильянщины». И кстати в «Мазурке Фого» Пины Бауш была такая же «альтернативная» Бразилия – прохладная, просторная, водная.


Эпиграф к альбому (особенно подходит к треку N 3).

На берегу Рио Негро жило мифическое существо Uakti. Все тело его было покрыто дырами. Когда оно бежало через лес, ветер, проходящий сквозь его тело, издавал прекрасные магические звуки, которые околдовывали женщин ближайшего племени. Однажды охотники сумели выследить Uakti, убили и похоронили где-то в лесной глуши. На месте захоронения чудища выросли необычные пальмы из которых стали делать флейты.
(амазонская легенда).
Tags: музыка, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments