Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Музыкальная история России, версия М.И.Ромма.

.
Обнаружил в журнале chukcheev неизвестную мне ранее цитату, необычайную по степени откровености.

Из выступления М.И. Ромма в ВТО (ноябрь 1962 г.): "Есть очень хорошие традиции, а есть и совсем нехорошие. Вот у нас традиция: два раза в год исполнять увертюру Чайковского "1812 год". Товарищи, насколько я понимаю, эта увертюра несёт в себе ясно выраженную политическую идею - идею торжества православия и самодержавия над революцией. Ведь это дурная увертюра, написанная Чайковским по заказу. Это случай, которого, вероятно, в конце своей жизни Пётр Ильич сам стыдился. Я не специалист по истории музыки, но убеждён, что увертюра написана по конъюнктурным соображениям, с явным намерением польстить церкви и монархии. Зачем советской власти под колокольный звон унижать "Марсельезу" - великолепный гимн Французской революции? Зачем утверждать торжество царского черносотенного гимна?.."

Спишем обвинение Чайковского в «черносотенстве», а также предположение, о том что Чайковский раскаялся, на горячность оратора, но какова метафора!

«Колокольный звон унизил Марсельезу»

Блестящая музыкальная метафора 1812 года, принадлежащая Чайковскому, оказалась продолжена Роммом на 150 лет вперед (ведь 1962 год это 150-летие победы в Отечественной войне, Рязанов снял «Гусарскую балладу»).
Что получается, если метафору развернуть, взглянуть на нашу историю с музыкальной точки зрения Ромма?

1812 год это столкновение прогрессивной французской революции с реакционным российским самодержавием. Оно закончилось победой реакции, а жаль.

Между прочим, лакей Смердяков пришел к тому же выводу значительно раньше Ромма ;) «лучше если бы умная нация покорила весьма глупую-с» - цитату все знают.

В 1917 году "Марсельеза" взяла реванш (если продолжить метафору, то можно уточнить, реванш взял сын "Марсельезы" по имени "Интернационал").
Ромм считал, что это навсегда. Колокола сбросили, колокольного звона больше не будет, но в 1941 году опять понадобился "колокольный звон" и теперь уже он взял реванш у "Дойче зольдатен" (получается, что реванш был взят у марсельезиного внука и сына «Интернационала», закон отрицания отрицания в действии :)
И, кстати, тогда же «Интернационал» разжаловали из государственных гимнов, но опять таки неокончательно.

После войны Ромм и не заикнулся бы о 1812 годе в таком тоне, он в то время снимал вполне «черносотенные» фильмы «Русский вопрос» и «Адмирал Ушаков».
Но наступила оттепель, ренессанс, новое уже хрущевское наступление "Интернационала" на "колокольный звон".
Вот тут Ромм проявил идеологическую зоркость и занял позицию открыто.

Это называется идеологическая борьба (или столкновение цивилизаций).
Subscribe

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments

  • ЖЖ-1940. 13-е марта.

    . День девяносто третий (последний). «Радостная весть» Ночью командир дивизиона получил приказ начарта подготовить огонь по обратным скатам…

  • ЖЖ-1940. 10-е февраля.

    . День шестьдесят первый. «На прокорм» С обозом, пришедшим 9-го из Питкяранта, пришло донесение от командира взвода Черепанова, который был…

  • ЖЖ-1940. 9-е февраля.

    . День шестидесятый. «Сильный нажим» На фронте наши части действующие с юга оказывают сильный нажим на позиции противника, но и сопротивление…