Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Братья Карамазовы – 2.

*
Это не про сиквел романа Достоевского, а про второе посещение оперы «Братья Карамазовы» Мариинского театра, не досмотренной в первый день из-за нелетной погоды.

Большое спасибо Неизвестному Читателю за входной ;)

По результатам полутора просмотров баланс ушел в большой плюс.
Режиссура, поначалу казавшаяся никакой, оказалась очень даже «какой», вполне достойной первоисточника (и номинации на Золотую Маску). Спектакль получился, значит режиссер – молодец, а уж какими средствами он добился успеха явными или неявными, зрителю не важно. К тому же режиссер, в первом действии незаметный, во втором уже не ограничивался добросовестным иллюстрированием либретто, а предложил и несколько явных и заметных метафор от себя.

Про либретто надо сказать отдельно – инсценировка романа сделана очень качественно. По такой инсценировке можно и хороший драматический спектакль поставить, она компактна – три часа действия – и все главные сюжетный линии и смысловые узлы присутствуют. Если провести мысленный эксперимент и представить зрителя абсолютно немузыкального, то и такой зритель увидит постановку Бархатова в исполнении актеров Мариинского театра, как вполне внятный драматический дайджест романа. Музыка же превращает дайджест в полноценную, полнокровную сценическую версию.

Либретто хорошо и тем, что музыкально, текст хорошо поется (почти ничего не режет слух). Там четко выделены опорные фразы-рефрены («вечер тихий, вечер летний», «в скверне-то слаще!», «жизнью наслаждаться и в столице жить», «где ты, Алеша»). Поскольку дикция имеется далеко не у всех оперных певцов, а бегущей строки на русских операх не делают, зрители получают возможность расслышать и сделать акцент на самом главном за счет многократных повторов и музыкальных лейтмотивов, опирающихся на эти фразы.

Теперь о режиссуре.
Многофигурная композиция из главных персонажей романа (и спектакля) вела себя подобно декорации – поворачивалась к зрителю то одной стороной (одним персонажем), то другой. Каждый поочередно получал свой выход, свой монолог и на какой-то момент оказывался главным героем.

По особенной яркости исполнения в центре спектакля был Федор Павлович.

По сюжету в центре драматического конфликта – брат Дмитрий, это самый действующий персонаж, и самый «буйный» - следовательно и самый театрально-выразительный. Во второй день мне понравился исполнитель этой роли (Август Амонов), Дмитрий стал голосистее, определеннее, ярче, у него появился свой сквозной сюжет. Этому еще и режиссер помог, подарил Дмитрию очень важную метафору. После ареста в Мокром, полицейские заставили раздеться Дмитрия и кинули ему чтобы он прикрылся … шкуру медведя, валявшуюся на полу после кутежа. Дмитрий живет, как медведь на цепи – раб животных страстей, буйствует и потешает народ.

В самой лучшей (и в музыкальном и в театральном отношении) сцене второго действия («сон Алеши») в центре оказывается уже другой брат. Авторы дали брату Алеше еще и пару монологов, но ими исполнитель не воспользовался, спел-сыграл невыразительно, не смог в одиночку создать нешаблонный образ. Помог режиссер. В сцене сна Алеша оказывается среди остальных героев романа – живых и мертвых, они собираются все вместе и исполняют очень выразительный музыкальный ансамбль. И так организована мизансцена, что Алеша оказывается в центре, в фокусе. Приоткрываются ворота, выходят его братья, отец, Зосима, Катерина, Грушенька, Хохлакова и располагаются в точках на воображаемых окружностях разных радиусов, но с общим центром.
С бельэтажа это было особенно заметно, масштабные оперные постановки надо смотреть/слушать только с бельэтажа, там лучше и звуковой и зрительный баланс.
Герои образуют фрагменты дуг, а центр каждой дуги указывает на Алешу (все от него ждут помощи, на него надежда и у персонажей и у автора). В ответ Алеша поет - «любой перед всеми за все и за всех виноват», центростремительная идея мизансцены дополняется ответной центробежной.

И очень важно, что в спектакле удалось театральным образом соединить повествовательный сюжет и легенду о Великом инквизиторе. За что отдельное спасибо автору либретто Юрию Димитрину, а также литературному консультанту Игорю Волгину. А также и режиссеру. Он сделал соединение еще более зримым - финальный суд происходит и в реальном пространстве и в пространстве легенды, великий инквизитор и персонаж, названный в либретто Пришедшим, оказываются среди зрителей в зале судебного заседания.

Пространственное решение этого эпизода таково, что и мы, зрители, сидящие в театральном зале, присутствуем на этом судебном заседании. Ворота декорации открыты, суд происходит на авансцене, а в центре декорации расположены лавки для зрителей. Суд происходит между двумя зрительными залами. Сцена и зал отражаются друг в друге, как в зеркале. Мизансцена построенная по принципу «друг на друга мы глядим» очень сильное выразительное средство ( «На дне» Шапиро в подвале табакерки и совсем недавно в финале «Гамлета» Брусникиной). Это расширяет пространство спектакля, зал суда это не только сцена, но и зрительный зал театра.

Сочетание повествования и легенды - иерархическое. Колокольня возвышается над городом, «легенда о великом инквизиторе» возвышается над романом. Развернутое повествование о семействе Карамазовых оказывается аргументом в вечном споре. И последнее слово оказывается за Пришедшим.

В финале хор мальчиков поет свою тему («вечер тихий, вечер летний, растворенное окно»), кстати через этот хор и тема мальчиков, не вошедшая в инсценировку в явном виде, оказывается включена в спектакль музыкальными средствами. На сцене перед закрытыми воротами остается один Пришедший, безмолвный нищий, который ложится на землю у ворот и сворачивается в позе человеческого зародыша.
Будут ли растворены ворота? Этот вопрос остается, когда медленно истекает музыка и закрывается занавес.

И еще о музыке. Слышал в антракте такой отзыв – спектакль хороший, а музыка плохая, так как вторичная. Напоминает то Чайковского, то Шостаковича.
Мне тоже напоминала.
Не скажу за тех, кто ходит в театр «слушать оперу», по мне же, если спектакль хорош, то и музыка хороша. Возможно на слух, отдельно от спектакля, она и не произведет яркого впечатления. На спектакле произвела. Мне опера Смелкова понравилась значительно больше чем, современные оперы Десятникова или Кобекина, которые ставили в московских театрах.
Главными образом тем, что она не постмодернистская, где цитирование явное, цитирование горизонтальное, через запятую, тотальная игра, лишенная вертикального стержня, ирония разьедающая любой пафос. Опера Смелкова старомодна, хохмы там тоже есть (Карамазов цитирует Воланда «чего не хватишься – ничего нет»), но в главном она серьезна. А Гергиев показал, что и современная музыка может звучать масштабно и театрально, как и признанная классика. Главное, чтоб музыка была «хорошая», а степень первичности-оригинальности – дело десятое.
Tags: Гергиев, опера, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…