Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Опера-иллюстрация.

*
«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ», В.Бархатов, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, Санкт-Петербург, 2008г. (впечатление: 9 из 10, после второго посещения)

Постановка вполне достойная, опера получилась и слушабельная и смотрибельная. Есть сильные стороны, есть слабые. К сожалению, посмотрел только первое действие (погода в Лондоне подвела, начало задержали на полтора часа) и какой вышел окончательный баланс не знаю.

Сильные стороны:

1. Сценография Зиновия Марголина – самая сильная сторона. Масштабно, удобно, концептуально. Соответствует уровню первоисточника – в такой декорации можно сыграть «Братьев Карамазовых».
Конструкция на поворотном круге представляет собой целое, собранное из разнородных кусков прилепившихся друг к другу. Строение с пристройками (дом, город). В романе - многообразие социальных типов – дворяне, мещане, лакеи, отставные офицеры, монахи. Главные герои – семейство Карамазовых – многообразие человеческих характеров. И все это составляет единство, русский город, русский народ, русского человека. Декорация романной формы – многоэтажная, с вертикальной осью, поворачивается и оборачивается разными сторонами, гранями, углами – комнатой, улицей, балконом, монастырем, домом. А в центре – высокая колокольня и двор, закрытый дощатым забором. В финале ворота открываются, за ними, в сердцевине - другое пространство, пространство легенды (о великом инквизиторе).

2. Федор Павлович (Николай Гассиев) – самая сильная из ролей. И сыграно и спето внятно, ярко и выразительно. Лучший эпизод первого действия - монолог «в скверне-то слаще!».

3. Музыка оперы представляет собой музыкальные иллюстрации к роману. Уделено внимание по возможности всем главным персонажам, сцена за сценой изложены все ключевые перипетии сюжета. И в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева иллюстрации вышли красочные.

Слабые стороны:

1. Старомодность и благонамеренность либретто и музыки (застрявшей между Чайковским и Шостаковичем) делает оперу более пресной, чем роман. Нет в ней беспредельности, ровные волны - то лирические, то сатирические, то драматические. Все-таки роман слишком велик для сцены. Драматический театр последнего времени добивается наибольшего успеха с «Братьями Карамазовыми», когда выделяет один фрагмент и уходит вглубь («Карамазовы и ад» Фокина, «Мальчики» Женовача, «Нелепая поэмка» Гинкаса). В случае же подробной инсценировки всех линий, спектакль растекается по поверхности и собрать удается не всегда (Арцыбашеву удалось за счет сильной простонародной эмоциональной волны, а у Любимова вышла скороговорка).

2. Персонажи романа, за исключением Федора Павловича, получились неяркими, усредненными и похожими друг на друга. Пели и играли примерно одинаково, харАктерности не хватало.

3. Самый большой недостаток – недостаток режиссуры. Режиссура была иллюстративна, а поскольку опера и сама по себе иллюстративная, на сцене вышла иллюстрация иллюстрации, иллюстрация в квадрате. А это уже перебор. Режиссер развел мизансцены, изложил либретто, использовал возможности декорации. Для Достоевского этого мало.

UPD 05.02.08 на следующий день пошел снова, и вот результат .
Tags: Гергиев, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…