Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Недоигранная пьеса для обнаженного пианино

*
«ГАМЛЕТ», М.Брусникина, ШКОЛА-СТУДИЯ МХАТ, 2008г. (9)

В Школе-Студии МХАТ не стесняются замахиваться на «Гамлета», вторая постановка за последнее время.
У первой («Гамлет» 2006 года на курсе Золотовицкого и Земцова) было два достоинства – собственно Гамлет (Антон Шагин, ныне актер РАМТ и известный «стиляга») и перевод Чернова (непривычный и негладкий).
У постановки Брусникиной достоинств больше. Необычность перевода в их число не входит (текст самый известный), Гамлет в число достоинств входит безусловно. Гамлет и в этом спектакле получился интересный. Его играет американский студент по имени Один и по фамилии Байрон (один Гамлет – Один Байрон :), может быть знаменитая фамилия повлияла, но Гамлет получился не трагический, а романтический (молодой, тонкий, харизматичный). По-русски Гамлет говорит с заметным акцентом, но это не мешает, главное что со смыслом все в порядке. Язык он знает, играет наполненно, с верными интонациями, понимает что говорит, а не выдает заученный текст, как попугай (что, кстати бывает и с актерами, играющими на родном языке). К тому же иностранное происхождение актера сделало возможным эффектное театральное решение монолога «Быть или не быть». Гамлет замечает, что его подслушивают (Клавдий с Полонием спрятались под лестницей) и говорит монолог по-английски. При этом у него на майке можно разглядеть надпись в тему «если не сейчас, когда», а под надписью стоит загадочная дата 11.04.2008.

И постановка в целом такой трактовке заглавного образа соответствует, пьесу сознательно не доигрывают до трагических высот. Исключены многие важные сцены – молитва Клавдия, могильщики и монолог с черепом. Да и трагический финал (в общем, все умерли) не сыгран, а прочитан.
Зато все остальные сцены поставлены очень изобретательно и сыграны очень вкусно (драматично или комично, но всегда театрально).

Текст известен, сюжет известен, но спектакль все равно выглядит свежо и смотрится с неослабевающим вниманием. Во-первых, у него есть свой неожиданный внутритеатральный «сюжет», идущий параллельно известному шекспировскому. А во-вторых, третьих, четвертых и т.д. спектакль содержит множество чисто театральных находок и постановочных ходов.

В спектакле не используется музыкальная фонограмма, звуковое и музыкальное оформление – живое. Спектакль идет под тапера (роль тапера сначала играет очень фактурная студентка Диляра Аухадиева, потом и другие актеры к пианино подсаживаются). Тапер - нешекспировская роль - в спектакле очень важна, тапер –лицо от автора, выходит «с нотами» (с книгой) начинает спектакль, сопровождает и заканчивает, читает по книге заключительную сцену.
Пианино – предмет спектаклеобразующий, это «обнаженное пианино» – передняя крышка снята, что значительно расширяет возможности аккомпаниатора (можно извлекать звуки из струн непосредственно руками, без клавиш-молоточков) но не только.
Пианино и само без аккомпаниатора участвует в спектакле, откликается на голоса актеров.
И больше того,-пианино является генеральной сценической метафорой, обнаженное пианино задает правила театральной игры. Мы ведь не в Эльсиноре, мы в учебном театре. Актеры играющие королевских особ и актеры, играющие придворных, вместе переставляют декорацию, скатывают-раскатывают ковер. Те, что играют по нескольку ролей переодеваются прямо на глазах публики, а в финале все вместе, единой командой усаживаются на лестнице и вместе со зрителями слушают окончание пьесы. Спектакль со снятой крышкой. Театр обнажен – очень интересно наблюдать, что там внутри, как в пианино рождаются звуки, как у актеров рождаются роли, как они из слуг просцениума превращаются в клавдиев-полониев, как Гамлет из зрителя становится актером (вначале он садится на стул перед первым рядом).

Марина Брусникина уже так много постановок сделала, что может себе позволить лихо процитировать саму себя, подмигнув насмотренным зрителям, которые видели ее предыдущие работы.
Самоцитирование имеет и содержательное значение, спектакль расширяется и попадает в контекст. Сцена с актерами, приехавшими в Эльсинор это привет от студентов нынешнего курса К.Райкина своим предшественникам. Актёры выходят в разноцветных майках из спектакля «Ай, да Пушкин», поставленного Брусникиной в 2003 году (спектакль до сих пор идет в театре Сатирикон, и уже перешел с малой сцены на основную). Тема театр в театре приобретает дополнительные обертоны, сильный автобиографический акцент. Будущие актеры играют в «столичных трагиках» себя. Их это цепляет, цепляет и публику. Поскольку эти актеры не из шекспировских времен, а современные, из спектакля «Ай да Пушкин!», в труппе и актриса имеется, не только актеры-мужчины. Сцена приезда, репетиции и представления «Мышеловки» насыщены ироничными шутками из жизни начинающих актеров. Актриса (Анастасия Калинина) влюбленно смотрит на режиссера (Гамлета) и старательно конспектирует в тетрадку его указания.

Небольшие женские роли – таперша и актриса сыграны убедительно, а настоящие шекспировские Гертруда и Офелия не удались ИМХО, актрисы чересчур напрягаются, голос напрягают. Постановочная идея понятна, когда говоришь громко, обнаженное пианино подхватывает и отзывается, но у Офелии это получилось немузыкально.

Зато мужские все получились.
И небольшие Гораций (Артем Быстров), Лаэрт (Алексей Варущенко), Полоний (Сергей Давыдов)– не так много места, но все что надо сыграли.
И большие. Клавдий (Павел Чукреев) – студент специализируется на ролях «отцов», Клавдий – самый убедительный. Он к тому же играет и роль Призрака, выходит в наручниках, зэковской телогрейке и шапке-ушанке. В конце первой встречи с Гамлетом оставляет ему зажигалку. Это позволяет очень эффектно решить следующий монолог Гамлета (в полной темноте, только неровный огонек зажигалки выхватывает лицо). В конце второй встречи Гамлет возвращает зажигалку обратно.

Актеры играют по несколько ролей, такова необходимость - в пьесе много эпизодических персонажей, и как хорошо, когда эту необходимость оправдывают, находят вкусное решение. Здесь второстепенные персонажи обьединены в пары (Добчинский-Бобчинский – Гела Месхи и Андрей Блажинин). Они играют последовательно:
- дипломатов Вольтиманда и Корнелия,
- офицеров Марцела и Бернардо,
- Розенкранца и Гильденстерна,
- актеров играющих братьев в «Мышеловке»,
- Озрика и придворного.
Кафкианское удвоение сделано здорово.
И отдельное спасибо за сцену Озрик-Горацио-Гамлет – очень смешной (игроцкий, как говорят футболисты) этюд на троих.
Tags: Гамлет, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…