Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Софа в созвездии Пылесоса.

.
”ONE SIZE FITS ALL”, Frank ZAPPA and The MOTHERS OF INVENTION, 1975. (10)

Восприятие музыки задано оформлением альбома – большая красная софа (по простому – диван), рука с сигарой и старомодно разрисованная карта звездного неба с планетами и созвездиями. Среди Медведиц и классических зодиакальных Близнецов, Скорпиона, Козерога там есть созвездие Лягушки, созвездие Лимузина (Альфа-Ромео), созвездие Пылесоса. Шланг пылесоса – ключевой фаллический символ Вселенной Заппы. В соответствии с духом противоречия Заппа совершает инверсию: пылесос-мутант не вдувает в себя, а наоборот выдувает из себя (музыку и не только), помахивает шлангом и орошает.

“OSFA” был выпущен в середине 1975 года, в самой середине 70-х, в зените рок-н-ролла, в зените траектории Заппы, посередине его золотого периода 1972-1977 (между падением со сцены и радио-премьерой Lather). И в музыкальном отношении он представляет собой золотую середину, это один из самых гармоничных и благорасположенных к слушателю альбомов. Здесь нет ни музыкальной эксцентрики, ни сложных авангардных музыкальных экспериментов, ни пародийного поп-артовского примитива песенок, ни Большого стиля джаз-рок- биг-бэндов, как в дуплете 1972 года Waka/Wazoo. Формат композиций не превышает 10 минут. Состав ансамбля ни большой ни маленький, прог-рок-группа (гитара + клавишные + бас + ударные) дополнена до джаз-рок состава духовыми (саксофон/флейта) и перкуссией (вибрафон/маримба). На последнем для брэнда Mothers of invention альбоме музыка звучит подчеркнуто ансамблево, никто не лезет "с кошелкой поперед всех". Ведущие вокальные партии поделены поровну между самим Заппой, Наполеоном (духовиком Броком) и Герцогом (клавишником Дюком).

Предлагается удобно расположиться (растянуться, возлечь) на софу (мягкую и упругую, как музыка), выкурить сигару и, созерцая красоты звездного неба, отдаться на волю фантазии. И начать виртуальное путешествие по дорогам инков, в Анды. Inca roads, самая первая, самая длинная и самая лучшая композиция, начинается россыпью звуков виброфона - сверкающая звездная пыль. Перкуссия Руфь Ундервуд – визитная карточка Mothers of Invention середины 70-х годов. А затем идут рваные вокально-разговорные эпизоды и плавные межзвездные перелеты - улетные, продолжительные инструментальные соло сначала на гитаре (см. 10 гитарных партий), а в конце на синтезаторе.

Небольшой контраст вносят два более крутых и «американских» рок-номера (Can't Afford No Shoes и San Ber'dino) – по стилю похоже на маленькое превью следующей работы. Совместный с Капмтаном Бифхартом альбом Bongo Fury был записан через месяц после окончания работы над “OSFA”, Бифхарт и здесь уже появляется (под псевдонимом). Кроме него на альбоме есть и еще один примечательный гость – Джонни «Гитар» Уотсон.

В остальных композициях звучит изящный ненапрягающий джаз-рок. Фирменное запповское "раздолбайство" слышно только в голосах певцов и в умеренных дозах. Сквозное музыкальное действие (или расслабленное бездействие) подчеркнуто мягкой, уютной темой «софы». Сначала в инструментальном варианте (Sofa No. 1), затем в финальном вокально-инструментальном (Sofa No. 2).
Tags: zappa, музыка, прог
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment