Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Евр-Азия.

*
«ДИКОЕ ПОЛЕ», М.Калатозишвили, Россия, 2008г. (7)

У меня двойственное впечатление от фильма, причем последовательно двойственное – и от фильма в целом и почти от всех составляющих – картинки, текста, месседжа, места действия, персонажей и актеров, всё двоится.

Единственное, что бесспорно хорошо – игра актеров-мужчин в ролях второго плана. Особенно хороши, просто блистательны народные артисты - Роман Мадянов и Александр Коршунов. Роль милицАнера у Мадянова (самая главная после центральной) и небольшой эпизод у Коршунова – эталонное сочетание полной органики и точности со сверхзадачей, когда сыграв человека сыграли и судьбу.

А в остальном – хорошее кино из категории фестивального. Такое, которое не стыдно наградить каким-нибудь призом, даже и главным. При условии, что в конкурсе нет фильма, который нельзя не наградить (подозреваю, что такая характеристика «фифти-фифти» не понравится ни поклонникам фильма, ни его критикам).
Можно было бы и впечатление оценить на пять баллов из десяти, но оно все-таки поднялось над серединой. Во-первых, из-за актеров, а, главное, из-за финала (трясется камера, нависают лица – хорошо снято, с чувством, во многих предыдущих эпизодах напряжения не хватает). Финал показал, что в фильме есть стержень – простой, твердый и прямой, а не кривой-изогнутый-извращенный, и направлен он вертикально вверх, а не вбок и не вниз.

Пока не читал ни одной статьи и не слышал ни одного отзыва о фильме, но уже каким-то образом в голову попала информация, что сценарий написан давно, десять лет назад, а может больше десяти.
И в фильме это заметно, временной зазор тоже создает двойственность, словно что-то одно просвечивает сквозь что-то другое. Сценарий девяностых годов снят в нулевые годы, время успело сменило формат и результат двоится.

Сценарий хорош драматургически, но он слишком заметен в фильме, а это плохо. Некоторые эпизоды слишком литературны. Один из персонажей (доктор, которого играет Юрий Степанов) – не столько живой человек, сколько устройство для произнесения текста. Даже возникла мысль, что фильм лучше смотреть без звука (и музыкальное сопровождение там этнично-типично-фестивальное), наверное он лучше воспринимается теми, кто не знает русского языка. Вот и аллегория с ангелом хорошо придумана, но совершенно не нужно было произносить слово «ангел» вслух. В фильме слишком многое сказано, к тому же очень часто слышно озвучание, а не естественную речь.

Двоится и центральный образ. Если представить в главной роли актера постарше (идеальный вариант Валерий Приемыхов конца 80-х годов, возможно Константин Лавроненко), вот тогда главная роль перестанет двоиться. Но и молодость актера (а следовательно молодость персонажа ) привносит свой смысл. Он не «вечный доктор» без возраста, как без возраста само дикое поле и его постоянные обитатели, а гость, новичок, который еще не определился. Совсем другое восприятие ситуации и оно видимо очень сильно цепляло сценаристов и режиссера – людей молодых и самоопределяющихся по отношению к дикому полю (оставаться или сваливать).

Место действия мне очень знакомо, сам прожил много лет в таких местах. Почти в таких - южнее и более плоских, а также не в центре «дикого поля», а на краю, это существенное отличие, но всё равно, ощущение от природы и от времени впечаталось навсегда. Так вот, что-то в фактуре фильма я сразу узнал, а что-то показалось искусственным, нарочито аллегорическим.

В подобных местах течение времени воспроизводит постоянный ход по кругу весна-лето-осень-зима-весна… Тот же пейзаж, то же небо, те же запыленные люди, те же заржавевшие вещи, новых вещей там не бывает. В фильме на эту постоянную составляющую наложено нечто временное, конкретное. Нам раз за разом напоминают, что мы находимся не в одной из одинаковых точек вечного-бесконечного дикого поля, а в особой точке, в переходном периоде, совсем недавно здесь было нечто другое (больница с палатами и белыми простынями). Состояние перехода, состояние распада. То, что называется словом “пост-“.

Парадоксальное сочетание вечного и временного создает ощущение «вечного перехода». Только на первый взгляд кажется (и возможно, что именно так казалось когда писали сценарий), что происходит переход из одного стабильного состояния в какое-то иное стабильное состояние. Скоро все окончательно развалится, а на пустом месте образуется нечто новое, развалины уберут («пережитки прошлого», «временные трудности переходного периода» или «последние дни наступают»). Когда состояние 90-х годов наложилось уже на другое, следующее время, оно перестало казаться переходным «нет ничего более постоянного чем временное». Это не переходный период, это навсегда. Страна, навсегда зависшая в переходном состоянии полураспада, навсегда зависшая на полдороги между Европой и Азией.

Встреча Европы с Азией также создает двойственность и ситуацию вечного вопроса, вечного диалога. В этом фильм наследует важной традиции нашего кино от «Белого солнца пустыни» до «Дней затмения» и «Урги» (можно и «Дерсу Узала» вспомнить, хоть это и не совсем наше кино). Верещагин, Сухов, Петруха, Саид и женщина Востока - ссылки более живые и интересные, чем литературные аллегории.
=======

О "Диком поле" Луцика и Саморядова - здесь.
Tags: кино
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…