Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Чудный сон.

"ТАНЯ", А. Пономарев, РАМТ, Москва, 2003г. (10)

Александр Пономарев.
Постановка Пономарева - прекрасный пример активной и многослойной режиссуры.

Активной прежде всего по отношению к пьесе, когда пьеса становится участником театральной игры (так поступил например С.Женовач с "Пучиной" и "Жизнью игрока", Дитятковский с "Торговцами резиной"). Пьеса используется для создания спектакля наравне с декорациями и актерами, ее вызывающая несовременность, тривиальные сюжетные ходы и совпадения становятся главными достоинствами, несущими конструкциями современного и нетривиального спектакля.

Многослойность спектакля "Таня" в сочетание несочетаемого - простодушия мелодрамы, интересной игры со стилем и мудрого (неповерхностного) отношения к истории и к жизни.
- Во-первых (если не принять во внимание эпиграф, данный режиссером второму акту "и снится чудный сон Татьяне"), спектакль можно воспринять как классическую мелодраму со счастливым концом, задевающую самые простые и сильные чувства зрителя - сопереживание героине в ее невзгодах, в том как она выстояла и дождалась своего счастья.
- Во-вторых, время действие пьесы становится источником игры со стилем. Здесь особенно здорово сработала художник Елена Мирошниченко (чего стоит один зуб из кремлевской стены или красная роза над сценой клуба прииска "Роза").
- В-третьих, отношение к нашей истории у режиссера очень зрелое и верное, свободное и от поверхностного ёрничания и от идеализации. В нашем театре пожалуй только Юрий Погребничко может так точно выразить советскую жизнь. Здесь историю не судят (не осуждают и не оправдывают), не читают нашим предкам мораль, а пытаются понять как жили и о чем мечтали, в чем причина их стойкости, как соотносятся обыденность и идеал, стремление к личному счастью и стремление к самореализации.
- В четвертых, буквальное восприятие эпиграфа ко второму действию превращает спектакль в достаточно жесткий и безысходный. Если второй акт это только "сон", становится понятным символическое превращение кремлевской звезды в финале первого акта в памятник на могиле сына Тани. Этот "мрачный" мотив не является на мой взгляд ведущим в спектакле, но придает определенную многозначность.

Белое на белом.

Второе действие спектакля построено по канонам фильмов Григория Александрова 30-х годов прошлого века ("Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь"). И не только в сценографии, но и в композиции. Фильмы начинаются с жанровых сценок, а потом постепенно освобождаются от бытовых деталей, действие переносится в совершенно условную среду, в мир мечты. В финале герои Александрова (блондин и блондинка) одетые в белое поднимаются по белым лестницам. Второе действие спектакля "Таня" начинается с жанровой "сценки на автостанции" (изображающей дружбу народов), затем декорации постепенно становятся все более разреженными и условными, пока в финале герои не остаются на совершенно пустой сцене и в этот момент сверху начинают опускаться огромные снежинки. Белый цвет, цвет мечты из фильмов точно совпал с образом снега из пьесы Арбузова, где самые счастливые эпизоды (первый и последний) происходят в начале зимы.

Дарья Семенова и другие актеры.

Поначалу в исполнительнице заглавной роли мне не хватало звонкого голоса и сверкания глаз. Но ведь такие голоса и глаза уже давно не встречаются и имитировать это (в духе старых песен о главном) было бы ошибкой, важнее искренность (конец первого акта актриса сыграла просто потрясающе, у зрителей несколько раз горло перехватывало) и совсем небольшой намек на образ героинь советского кино и театра - это у актрисы получилось. Сложную роль Германа убедительно сыграл Илья Исаев. Его лучшая сцена - последняя - он совершенно замечательно сыграл замешательство после прощального поцелуя Тани. У других актеров образы более одномерные, но и более яркие: сказочный "добрый великан" Игнат (Суворов) , Дуся (Урванцева) - наследница Фроси Бурлаковой из "Приходите завтра", бабушка (Шатилова) замечательно выступившая в дуэте с портретом Сталина.

Признак гениальности.
Говорят, что гениальная истина обладает следующим простым свойством - обратное утверждение также является гениальной истиной. Первая легендарная постановка пьесы "Таня" была сделана режиссером Лобановым. Главной своей задачей этот режиссер считал "заземление" пьесы, преодоление романтизма и условности. В конце концов он настолько убедил автора, что во втором варианте "Тани" таежный охотник Игнат был заменен на "товарища Игнатова". Тогда переделка второго акта воспринималась "приближением к правде жизни" (а не только уступкой цензуре, как написано в программке РАМТа). Пономарев сделал прямо противоположное Лобанову, вернулся к первому варианту и усилил условность до предела. Спустя 64 года он вновь открыл пьесу повернув ключ в обратном направлении.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments