Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Большое видится на расстоянии

*
«РАССКАЗЫ ШУКШИНА», А.Херманис, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2008г. (10)

Расстояние от Сростков (где живут герои рассказов) что до Риги (где живет режиссер), что до Москвы (где живут актеры) примерно одинаково.
Расстояние, как в прямом смысле (измеряемое километрами), так и в переносном, создает художественную дистанцию, которая и определила успех постановки.

Фирменная черта Херманиса – чувство дистанции (дистанции во времени, в пространстве, а также дистанции между театром и реальностью). Он не делает вид, что дистанции нет, он не пытается ее ликвидировать или уменьшить. Совсем наоборот, он ее подчеркивает, делает наглядной, включает в условия задачи, в игру.
Дистанция (в пространстве или во времени) между персонажами и собой помогает режиссеру увидеть главное, а дистанция между театром и реальностью помогает показать это главное зрителю.
Необязательно погружаться в материал (как МХАТовцы в «На дне» или додинцы в «Братьях и сестрах»).
Оказывается, что театр, не притворяясь реальностью, а оставаясь театром, может многое о реальности рассказать непрямым ходом.
Иногда через минус-прием, как в «Соне», где театральная игра – нарочитое грубое притворство, или так как здесь, где театральная игра очень легкая, линейная. Сценическое пространство лишено глубины, вытянуто в линию вдоль рампы, актеры играют на длинной деревянной лавке, а в шаге за ними огромные цветные гиперреалистические портреты и пейзажи из Сростков (в каждом из десяти рассказов – набор фотографий новый).
В сценографии проявилась вторая фирменная черта режиссера. Удивительное дело для театра, воспитанного на аксиоме «Дания – тюрьма», а "человек - квинтэссенция праха", но Херманис не испытывает отвращения ни к людям, ни к жизни, ни к своей, ни к чужой (социально или национально чужой), к «бескультурью» (то есть к чужой, незнакомой культуре). Он испытывает к этому всему живейший интерес, такое простое и естественное человеческое отношение – замечать всё яркое, самобытное.
Рядом с такой яркой подлинностью фотографий как играть актерам? Восемь маленьких фигурок на лавочке, а за ними огромные подсолнухи, огромные лица – мужчины, женщины, дети, старики и старухи. Зритель смотрит как актер старается, выпрыгивает из штанов, а глаз нет-нет, да и возвращается к заднику. Сопоставляет, сравнивает, проверяет.
Здесь про актеров не скажешь, что играют сильно (разве что одно исключение - финальный эпизод Чулпан Хаматовой, видимо из за него ее и пригласили). Актеры играют легко, ярко, празднично, театрально, вегетарианская театральная игра, без мяса, что для этой постановки – правильное и спасительное решение. В суперрежиссерских спектаклях актеры – лишь один из элементов целого. Спектакль не легковесный и не плоский, потому что текст и сценография создают глубину, «мясо», а актеры – легкий «гарнир».
Восемь актеров играют спектакль хором, каждый играет помногу самых разнообразных, контрастных ролей, а в финале и на поклонах превращаются в ансамбль в самом буквальном смысле – в «октет гармонистов». В музыкальном ансамбле главный Павел Акимкин (музыкальный руководитель спектакля). А в театральном – Евгений Миронов. Он выделяется количеством главных ролей, не особой манерой игры, а блеском, с которым эта легкая манера представлена.
Самые молодые персонажи, сыгранные Мироновым, явно отсылают к его давней работе в «Звездном часе по местному времени», и у постановки Херманиса много общего с постановкой Машкова (и по форме и по сути).

Совершенно случайно перед спектаклем Херманиса посмотрел в записи шукшинский спектакль Беляковича «Штрихи к портрету», несколько рассказов («Миль пардон, мадам», «Срезал») совпадают. Но режиссерский подход отличается настолько, что не имеет большого смысла сравнивать работу Миронова с работами С.Беляковича и Авилова, сыгравших те же роли. Разные весовые категории. Евгений Миронов – актер легковес. Это не означает, что «легковесный», больше того, это является не недостатком, а достоинством. Может быть именно это качество его актерской природы позволило ему в таком молодом возрасте сыграть лучшие роли мировой классики (от Шекспира до Солженицына) у самых крупных режиссеров (от Штайна до Херманиса).
Tags: ТЕАТР НАЦИЙ, Херманис, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…