Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Прощай, оружие! Здравствуй, Луна!

*
«С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ВАНДА ДЖУН !», В.Белякович, ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ, Москва, 1986г. (6)

Пьеса Курта Воннегута – умозрительная и схематичная, однако она интересна сочетанием мифа о «возвращении Одиссея» с идеей прогресса (в конкретный и самый важный для этой идеи исторический момент рубежа 60-х и 70-х годов). Не нашел в инете информации, когда пьеса была написана и когда состоялась театральная премьера, но период можно установить достаточно точно по косвенным данным. Там упоминается высадка человека на Луну, что задает границу сзади, 1969 год. А граница спереди - 1971 год, когда пьеса была экранизирована (роль Одиссея сыграл Род Стайгер).
Можно сказать, что Воннегут ответил этой пьесой на высадку человека на Луну, как на самое яркое достижение, доказательство и проявление прогресса.

Одиссей возвращается домой, но если предположить, что прогресс существует, то попадает он уже совсем в другую страну, ушедшую далеко вперед, а сам оказывается отсталым.
Представьте, что он - царь Итаки - предьявляет права на престол, а ему говорят – монархия давно упразднена, теперь у нас демократия, парламент, премьер министр и Верховный суд. Менталитет человека войны устарел, отныне мужчины (и само государство) доказывают свою состоятельность другим способом («Сеня, про зайцев это неактуально» :). И женщина ждет от мужчины совсем другого. За время отсутствия Одиссея Пенелопа закончила два университета, теперь она профессор филологии, а он по старинке предлагает ее «прочихвостить» и думает, что именно такое исполнение мужских обязанностей доставит ей удовольствие.

Автор исследует идею прогресса театральными средствами, разыграв смоделировав современное "возвращение Одиссея". Персонажи пьесы словно шахматные фигуры. Актеры разыгрывают партию, четко, хотя и без особых откровений.

Одиссей (Валерий Афанасьев) - матёрый.

Друг Одиссея (Виктор Авилов ) – печальный пьяница. Он тот самый летчик, который сбросил атомную бомбу. Это второе после высадки на Луну ключевое историческое событие, на которое опирается пьеса. Точка, противоположная лунной – самое дальнее продвижение человечества по пути войн и самоистребления.

Пенелопа (Ирина Бочоришвили) - умна. Этого персонажа и на самом деле зовут Пенелопа, тут автор не удержался о прямой подсказки зрителям.

Телемак (Олег Задорин) играет тему взросления, он вместе со зрителями должен пройти путь от очарованности
Одиссеем-воином-героем, до разочарования (Одиссей устарел, время героев прошло, теперь он лишний).

Женихи Пенелопы: врач-гуманист (Александр Наумов) и продавец пылесосов (Сергей Писаревский) – сыграны в карикатурной манере. Растерянность человечества (науки и бизнеса) перед новой ситуацией.

Сценография (сетки-решетки) и звук (рычание зверей в качестве звонка входной двери) работают на образ устаревшего, звериного состояния человечества. Дом, который построил Одиссей – клетка для зверей. Свободу несчастные обретают только на небесах.

Когда пьесу ставили в театре На Юго-Западе, лунная программа была уже давно закрыта и уже пафос научно-технического прогресса представлялся наивным и устаревшим. Никакого прогресса, необратимого изменения менталитета не случилось, человечество продолжало воевать и совершенствоваться в орудиях самоистребления. Однако тогда возникло другое доказательство прогресса. Пресловутое «новое мышление» обещало то, чего не сделал научно-технический прогресс – сделать оружие устаревшими, а историю человечества, как историю войн, геополитического соперничества, - закрытой. И тогда высвободившаяся энергия может пойти на сотрудничество и люди вспомнят о Луне.
Когда смотришь спектакль сейчас, надежды 1986 года кажутся еще более эфемерным самообманом, чем надежды 1969 года. Да и сам режиссер, склонный к более трезвому и мрачному взгляду на вещи, не очень в это поверил, отсюда и схематичность спектакля. Финальное самоубийство Одиссея не убеждает в верности авторского пацифистского мессежда. Предложенная автором теорема сформулирована интересно, но не доказана. Героя в камуфляже рано было списывать, он еще вернется (на Юго-запад в спектакле «Три сестры»).
Tags: Белякович, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments