Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Реконструкция первых штрихов к портрету театра.

.
«ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ», В.Белякович, ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ, Москва, 1983г. (6)

«Штрихи к портрету» могли быть моим первым юго-западным спектаклем. Еще до перестройки, последней застойной зимой 84-85 года в ДК какого-то из московских ВУЗов (кажется, МИИТ, но точно не помню) проводили фестиваль самодеятельных театров. Уже происходило какое-то движение за рамками системы московских театров, много лет как законсервированной. Открылся новый театр «Сфера», шла молва о студиях (Розовского, Щепенко, Беляковича, Кургиняна), а в театре эстрады Татьяна Доронина играла спектакль «Приятная женщина с цветком и окнами на север» - то, что сейчас называется антрепризой.

В том фестивале участвовали студия «Драматург» (уже давно не существующая), студия Розовского, а от театра «На Юго-западе» были заявлены «Штрихи к портрету» по рассказам Шукшина. Спектакль отменили, из-за чего моё знакомство с театром было отложено на несколько лет. А потом спектакль так и не удалось увидеть.

И вот только сейчас посмотрел запись и хоть в каком-то смысле закрыл то давнее белое пятно.

Трудно сказать, как бы я тогда на фестивале воспринял. Но, судя по записи, из тех постановок, что мне удалось посмотреть, эта в наибольшей степени соответствует тогдашнему самодеятельному статусу театра. Главным образом из-за вводных информационных вставок между инсценировками рассказов – где Шукшин родился, где учился, как начал печататься, при каких обстоятельствах умер. Все это выглядит если не лишним, то по крайней мере необязательным. Проводить ликбез среди зрителей не входит в задачу профессионального театра. А может быть и не зрителям ликбез предназначался, в юбилейном альбоме к 25-летию театра написано, что это был первый спектакль, который пришлось сдавать комиссии из «Главка». Возможно, что в спектакле навсегда остались следы маскировки под простой «народный» театр.
Единственная не информационная, а содержательная вставка – финальная, в исполнении Сергея Беляковича. Он и в инсценировках рассказов показывает самую «шукшинскую», самую содержательную игру. Очень хорошая работа.
Виктор Авилов при каждом появлении на сцене начинает шпарить текст в таком быстром темпе, что и зрителям слов не разобрать и самому актеру не до игры. Хорошо, что продолжается это недолго. Как часто бывает с долгоживущими и хорошо сделанными работами, вскоре роль начинает сама вести актера по точно проложенным направляющим. Вот тут и чудаковатость Авилова начинает точно попадать в характеры Шукшина.

Второй план спектакля – своеобразный автопортрет театра. Коллекция Валерия Беляковича, экземпляры его кунсткамеры, отражаются как в зеркале в коллекции, которую собрал в своих рассказах Шукшин.
Наиболее явно зеркальность должна была прозвучать в последнем, самом коллективном рассказе (о репетиции в народном театре), но сыгран рассказ легковесно, возможно за время жизни спектакля смысл растворился в актерских хохмах. Зато в остальных рассказа, где солируют С.Белякович и Авилов, это осталось.
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments