Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Наши стиляги – самые первые стиляги в мире!

*
«СТИЛЯГИ», В.Тодоровский, Россия, 2008г. (9)

«Нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять трудящиеся, большевики»
И. В. Сталин (из доклада «О работах апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК», 13 апреля 1928 г. на собрании актива Московской организации ВКП(б).

Комсомолец по имени Мэлс (имя, хоть и похоже по звучанию на Бэмс из "Взрослой дочери молодого человека", но расшифровывается Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин) не ищет в жизни легких путей и настойчиво пробивает дорогу прогрессу, преодолевая многочисленные препоны косной среды. Он сохранил большевистский дух от дедов и дух победителя от отцов, и потому одним из первых чувствует «остывание» советского проекта и расстается с отжившей комсомольской формой. Становится стилягой, осваивает джаз и кама-сутру.

В основу сюжетных ходов очень точно заложили несколько постулатов советской эпохи. Два основных («В СССР секса нет», «СССР – общество социального равенства») следует читать наоборот. Секс в фильме есть и неравенство показано.

Исходный побудительный мотив действий главного героя вовсе не низкопоклонство перед ярким-заграничным (как у туземцев перед «стеклянными бусами»), а половое созревание и соперничество из-за женщины. Влюбился и с большевистской целеустремеленностью добился своего.
Сходная, только симметрично отраженная, причина определила и неприятности Мэлса (женщины в свою очередь соперничают из-за него).

Социальное расслоение показано наглядно. Лидер стиляг, мажор, студент МГИМО - герой Максима Матвеева, останется мажором, Иваном-царевичем. А простому парню, герою Антона Шагина, как Иванушке-дурачку придется пройти «огонь, воду и медные трубы», в данном случае он пройдет сначала воду (в пруду ночью в парке), а потом освоит медную трубу саксофона.
Советское социальное неравенство на тот момент уже имело наследственную природу. У отцов, одного играет Гармаш (замечательно играет), другого - Янковский, разница еще более наглядна.
При этом социальное неравенство вовсе не мешает двум Иванам оставаться друзьями. До тех пор пока один не попытается отнять у другого мечту, развенчать стиляжий идеал. Как там во "Взрослой дочери" мажор-Виторган говорил Бэмсу-Филозову, "видел я эту Чаттанугу, захолустная станция".
Обоих актеров МХАТовской школы, Шагина и Матвеева, видел, когда они были еще студентами («Гамлет» , «Последняя жертва»), потенциал был заметен уже тогда, теперь раскрылся.

Третий постулат («В СССР нет расовой и национальной дискриминации») надо читать буквально. Иванушка дурачок, по словам приятеля мажора, «слишком усердно слушал Чарли Паркера» и судьба наградила его черным ребенком. Он и это принимает по-советски, как человек воспитанный на фильме «Цирк».

Форма фильма тоже «стиляжья», заимствованная, то есть в данном случае точно соответствует выбранной теме. Она яркая и пестрая, как «заграничный галстук», но пошитый отечественными умельцами. За образец взяты западные мюзиклы, чередование драматических и песенно-танцевальных сцен, дополняющих друг друга и раскрывающих содержание с двух сторон. При этом содержание наше, история наша (а главное, История с большой буквы наша), и наши песни уже следующих эпох умело встроены в музыкальный ряд.
Клип «Комсомольское собрание» на песню «Скованные одной цепью» снят по образцу «Стены» Паркера, а массовая сцена в финале по образцу финала фильма «Волосы» Формана, только вместо звезднополосатого флага – Кремлевские башни.

"Стиляги" в более откровенной и жесткой форме раскрывают темы, которые в мягкой форме уже были освоены на рубеже 80-х годов советским кино («Покровские ворота», «Мы из джаза», «Москва слезам не верит») и театром ("Взрослая дочь молодого человека").

Фильм получился, как тот младенец, смешанных кровей. Наша кровь оказалась сильнее, поэтому фильм надо признать. Этот фильм – наш!
Tags: кино
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…