Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Последняя последняя луна.

.
«ПОСЛЕДНИЕ ЛУНЫ», Р.Туминас, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 2008г. (8)

Две пьесы на общую тему, известную по спектаклю Эфроса «Дальше – тишина» с участием Плятта и Раневской. В спектакле вахтанговцев стариков играют Лановой и Купченко, но играют не вместе, разведены по разным пьесам и встречаются только в финале.
Первой действие – мужское, по пьесе итальянца Бордона «Последние луны», там играет Лановой.
Второе действие – женское, по пьесе немца Мюллера «Тихая ночь», там играет Кучпченко.

Лановому больше повезло с материалом. Пьеса неординарная – пожилой профессор проводит последние часы в своем доме, перед отьездом в дом престарелых, ему является призрак давно умершей жены (Елена Сотникова), потом приходит сын (Алексей Завьялов). Профессору приходится делить своё внимание между женой и сыном, два перекрестных диалога искусно вмонтированы один в другой.
Здесь и режиссура мужская – несколько точных акцентов, сделанных твердой режиссерской рукой и метафорическая сценография сразу начинают проявлять второй план, постепенно, как постепенно проявляется цветная картинка на заднике. На темно серой стене появляются герои американских мультиков, чтобы в финале уже в полном цвете сучить ножками и радоваться жизни (напоминает «смешную пластинку» в финале пьесы Артура Миллера «Цена»). Старик добровольно покидает дом, чтобы освободить комнату для подрастающего внука и теперь здесь вместо музыки Баха, которую он любил слушать, будут бегать диснеевские утята.
А сын, сын согласился с желанием отца и даже отослал на время жену и детей, чтобы «облегчить расставание». Он молодой, преуспевающий и закрытый, но что-то происходит и у него внутри.

Василий Лановой выглядит величественно, голос звучит, спина прямая, пластика легкая и прическу ему сделали эффектную – длинные седые волосы. Он пытается играть легко, чуть отстраненно и самоиронично (пока мешают проблемы с текстом, но актер их преодолевает). Партнеры играют точно. Все вместе подготавливают развязку, за разговорами истекают последние минуты и тут обвал - очень громко включают музыку, заключительный хор из «Страстей по Матфею». Это прошибает, как прошибает всегда, когда он начинает звучать в конце большого произведения, и музыканты и слушатели сразу понимают, что это хор последний.



Старик уходит в ту часть декорации, что подсвечена синеватым светом («Это лёгкий переход в неизвестность от забот… Это синий негустой иней над моей плитой»). Там в начале спектакля стояла жена в синеватом воздушном платье, а она теперь занимает его место в комнате. Мизансцены эффектно закольцованы.

Но «в неизвестность» профессор попадает не сразу, за этой «последней луной» наступает следующая «последняя луна».

Второе действие происходит в доме престарелых. Сын – фабрикант-колбасник навещает мать – бойкую, грубоватую, вздорную старушку. Тут тоже происходит переход (спуск со ступеньки на ступеньку) от одной «последней луны» к следующей, еще более «последней». Старушка переходит из категории тех, кого забирают домой на Рождество, в категорию тех, кто на праздник остаются здесь и сейчас разучивают где-то за сценой рождественскую песенку. Это не Бах. И пьеса попроще – немецкая, сентиментальная, прямолинейная. И режиссеру не за что зацепиться, он самоустраняется. И декорация не метафорическая, а реалистическая. Серые стенные шкафчики, один заполнен вещами старушки, другой принадлежал ее соседке, недавно умершей, и теперь пуст. Над ценой елочка.
Купченко играет остро-характерно, партнер (Сергей Юшкевич из «Современника») играет прямолинейно. Все ясно с самого начала. В какой-то момент мне показалось, что в этой истории возможен нетривиальный поворот, она уже оделась и сын привычным заученным движением хочет подать ей пальто, неужели возможно чудо, хотя бы на Рождество, и он в последний момент не решиться сказать, что не заберет ее домой (пригласил гостей из Голландии, мест нет). Вся надежда на привычку, на то, что руки окажутся умнее головы и добрее сердца. Но нет, герой подчиняется воле автора, а руки - команде из головы.

В финале сын вручает старушке телевизор, желает «веселого рождества» и уезжает. Тут ее характерность-бойкость испаряется.



Она сворачивается калачиком на постели, но не остается одна, в палату входят старики – обитатели «последней последней луны», поют разученную песню и «принимают ее в свои ряды». Среди них и профессор из первого действия.
Вот так просто.

А может так и надо. Простые истины излагать самым простым и общедоступным образом.
Tags: Туминас, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments