Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

к НЕЙ придет единорог, он чудесней всех чудес

*
«ЧЕРНАЯ ЛУНА», Л.Маль, Франция, 1975г. (9)

Тринадцатый «маль» в моей ЖЖ-коллекции (см. Маль-рейтинг).
И очередной женский образ в коллекции (в галерее, в гареме) Луи Маля. Очередной «прелестный ребенок» из девичьего крыла галереи. На этот раз девочка-подросток. Исполнительнице главной роли Кэтрин Харрисон 15 лет. Она постарше, чем 11-летняя Брук Шилдс из «Прелестного ребенка» , но женского в ней меньше, тип совершенно другой, не маленькая женщина, а именно подросток, еще неопределившийся. В начале фильма - полу-девочка, полу-мальчик (в мужской шляпе, волосы убраны под шляпу), блондинка, бледное лицо, вздернутый мальчишеский носик. Эдакий бледный бутон, уже готовый распуститься.



В фильме всего четыре действующих лица (если не считать эпизодических). Причем всех, за исключением безымянной старухи, зовут одинаково – Лили. Лили-девочка – главная героиня. И пара близнецов (они же муж и жена) Лили-брат и Лили-сестра. Это можно понимать как раздвоение единого начала, как две половинки Лили, дремлющих в бутоне. Для удобства, чтобы не путать, о ком идет речь, можно называть главную Лили – Лилит. Лили-брата – Зигмундом, а Лили-сестру – Зиглиндой (по именам героев вагнеровской «Валькирии»).

Тристан и Изольда

В основе музыкальной дорожки фильма – опера Вагнера «Тристан и Изольда». Почему здесь звучит именно Вагнер – понятно. Его музыка идеально ложится и на видеоряд и на мифологическую основу фильма. Фильм, если можно так сказать, нордический, североевропейский. Холодноватая природа, серое небо, символические безмолвные светловолосые герои.

Маль, следуя идее своего первого фильма («В мире безмолвия»), время от времени погружает зрителя в мир без слов. В фильме «Вор» был почти бессловесный финал, а здесь бессловесное начало (первое слово в фильме произносится на 24-й минуте, но и в дальнейшем слов там очень немного, старуха говорит на своем языке, Зигмунд общается с Лилит прикосновениями). Тем более важное значение приобретает работа оператора и работа звукооператора (и та и другая были отмечены премиями Сезар). Видеоряд и звуковой ряд сделаны изысканно.

Мифологическая основа – явно германская. Оператор Свен Нюквист – швед, исполнительница главной роли англичанка-блондинка, еще двое актеров, играющие брата и сестру, действительно похожи как близнецы, типично нордической расы. Но это не они Тристан и Изольда. Они близнецы из оперы «Валькирия» Зигмунд и Зиглинда, дети верховного бога Вотана.
Маль довольно-таки иронически трансформирует миф, в качестве верховного бога мужчины Вотана (вступившего в связь с безымянной смертной женщиной, которая и родила близнецов) здесь женщина, верховная богиня ( видимо близнецы родились от ее любовной связи с безымянным мужчиной). Ко всему прочему в роли матери нордических близнецов - еврейка Тереза Гизе.

На роль Изольды больше подходит сама главная героиня. Но тогда кто же ее Тристан? Поначалу кажется, что это Зигмунд, после долгих блужданий героини по загадочному дому и двору он появляется в кадре, как прекрасный принц. Однако это впечатление обманчиво. Зигмунд слишком занят своей сестрой-женой Зиглиндой.

Настоящим Тристаном здесь является режиссер. Влюбленные находятся по разные стороны кинокамеры. Похожий прием Маль применит еще раз в фильме «Прелестный ребенок», причем в обоих фильмах непосредственно на экране находится некий специальный персонаж, представитель (альтер эго) режиссера. В «Прелестном ребенке» это был фотограф, а здесь – единорог, больше некому. По всей видимости в образе единорога режиссер показал самого себя – странного, уродливого и забавного (единорога сделали из пони или ослика, приделав ко лбу рог). Единорог вовсе не белый красавец, как в легенде, а чернявый-кудрявый уродец (судя по фотографиям сам Луи Маль был далеко не красавцем). К сожалению в imdb.com не приведена информация, кто же озвучивал единорога. Могу сделать предположение, что сам Маль и озвучивал.

Таким образом, Кэтрин Харрисон, между прочим внучка Рекса Харрисона знаменитого Хиггинса из мюзикла «Моя прекрасная леди», выступает в роли мраморной Галатеи для Пигмалиона Луи Маля. Он пригласил ее мир кино, в мир древних мифов, в мир высокой культуры. Пригласил в свое дом в конце концов (фильм снимался в поместье, принадлежавшем режиссеру).
Впрочем, он уделял внимание не только «бутону», но и «цветку». Исполнительница роли Зиглинды, нордическая женщина Александра Стюарт как раз в год съемок фильма родила от Луи Маля дочь.

Тема фильма – взросление. Подростковые мечты, фантазии, комплексы. У героини странное положение. Она уже не дитя, но еще не девушка. Дети мне принимают ее в свои игры (они весь фильм носятся голышом по двору за огромной свиньей). Взрослые игнорируют незваную гостью, с ней почти не разговаривают, за стол не сажают, не уважают («невзлюбила Зиглинда Лилитку, за стол не сажат, по отчеству не величат»). Только перед самым финалом, когда она устанавливает контакт со старухой, ее наконец принимают в семью. Лилит садится за пианино и аккомпанирует детям на семейном концерте, да и то перед тем ей на стул подкладывают ежа.

У фильма многослойный культурный бэкграунд. Кроме мифологической основы, там много отсылок к ключевым фигурам европейской культуры 20-го века.
Фильм посвящен памяти выдающейся актрисы немецкого театра Терезы Гизе (роль старухи в «Черной луне» – ее последняя роль и самая значительная ее роль в кино. А прославилась она в 20-е годы, была ведущей актрисой Мюнхенского Каммершпиле, была близко знакома с Брехтом, с Томасом Манном и с его сыном Клаусом (ей посвящен роман Клауса Манна «Мефисто»), затем уже в эмиграции она была первой исполнительница роли мамаши Кураж, а уже после второй мировой войны, была первой исполнительницей главной роли в пьесе Дюрренматта «Визит старой дамы».
В роли Зигмунда - легенда киноавангарда 60-х годов Джо Даллесандро. Кстати, это именно его нижний бюст в джинсах запечатлен на обложке легендарного альбома Rolling stones “Sticky fingers”. И это не единственная обложка, которая приходит на память, когда смотришь фильм, другая ссылка, от бегающих по двору детей - на «Нouses of the holy» Led zeppelin.
Казалось бы при таких привходящих обстоятельствах фильм был обречен, если не на успех, то на уважение и повышенное внимание критики и публики. Однако этого не случилось.

Зази и Лили

В 70-е годы режиссер фатально не совпадал с прогрессивной кинокритикой. Фильм «Лакомб Люсьен» критиковали за реакционную («не-левую») идеологию. А «Черную луну» за реакционную (не-левую) эстетику. Реакционность этого фильма режиссера особенно заметна в сравнении с его правильным, «истинно левым» фильмом «Зази в метро».
Фильмы имеют явное сходство и преемственность, оттого заметнее несходство.
В «Зази» есть все приметы культового кино, в «Черной луны» – все приметы культурного.

«Черная луна» во многом повторяет «Зази в метро» на следующем витке причудливой траектории Луи Маля, но повторяет в намного более изящной, непрямой, закрытой форме.
«Черная луна» - фильм зрелого режиссера, а «Зази в метро» - фильм режиссера подростка, который открыл прием и прямолинейно долбит в одну точку, назойливо тычет зрителя палкой в глаз – вот какой я отвязный, весь из себя хулиган-нонкомформист-альтернативщик. Критикам нравится «Зази в метро» и не нравится «Черная Луна», мне – наоборот.
К тому же режиссер сам подставился, затеяв игру в сюрреализм. Фильм мог бы стать пропущенным звеном между сюрреализмом Бунюэля и сюрреализмом Линча и Гринуэя, если бы Маль отнесся к делу серьезно, но его сюрреализм «поддельный», как метко заметил кто-то из критиков. Необыкновенно вкусные сьемки насекомых, пресмыкающихся и прочей живности (барсук, пара богомолов, сороконожка, муравьи в сыре, уж заползающий под юбку и жук ползущий по ноге), визуализация подсознательного – все это на поверхности, под ней совсем другое, более неординарное кино - обьяснение в любви, исследование женской природы. Скрытый файл, шедевр, адресованный непонятно кому. Для детей эта сказка слишком мутна (к тому же там много сцен "детям до 16-ти смотреть не рекомендуется"). Для киноманов -недостаточно радикальна.
Впрочем, одного адресата я точно знаю – этот фильм адресован мне.
Tags: Маль, кино
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments