Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

За четверть часа до…

.
«МАКБЕТ», Д.Паунтни, ЦЮРИХСКАЯ ОПЕРА, 2001г. (8)

Последние времена наступили. На занавесе фрагмент циферблата и красная стрелка. Меч уже занесен, осталось всего несколько делений.
А пока мир сходит с ума.

Сценография традиционная - коробка в коробка. Внешняя коробка – холл психбольницы, в длинной стене ряд дверей в палаты. Из них в начале спектакля появляются ведьмы, современные тетки в красном, все разные, каждая со своим пунктиком. Крыша большой коробки повреждена, там уже зияет пролом с рваными краями, в финале красная стрелка войдет в это отверстие и укажет на сына Банко, который к тому времени останется на сцене один и начнет примерять корону. Высшая справедливость восторжествует. Рано или поздно. Нужно только чтобы время пришло.

В первой сцене два воина Макбет и Банко появляются словно из под земли среди ведьм, играющих в холле, как плоды болезненных женских фантазии. Они совершенно одинаковые, в черной униформе в шлемах с забралами (художница по костюмам вдохновлялась корейским полицейским спецназом), но, когда снимают шлемы и начинают петь, сразу видна разница.
Макбет (Томас Хэмпсон) статный, яркий. У него сверкающий взгляд честолюбца. И голос тоже яркий, сильный, в голосе звенит это самое честолюбие.
Банко (Роберто Скандуцци) – более спокойный, добропорядочный дядечка, в очках. Можно сказать «папаша». Сцена, где лучше всего проявляется его характер – сцена с маленьким сыном.

Внутренняя (маленькая) коробка – куб с зеркальными стенками внутри. Это «душа» - место для главных рефлексирующих героев, Макбета и его леди. Там Макбет пишет письмо жене и смотрит на себя в зеркало. В сцене безумия леди Макбет бродит внутри коробки, отражаясь в зеркалах, рисует на зеркале красной помадой человечка в короне. В финале Макдуф втыкает мечи в стены коробки, внутри находится Макбет, он падает замертво.

Однако, следует отметить, что последние времена у режиссера-весельчака Паунтни выглядят вовсе не однотонно-мрачно-суровыми. А совсем наоборот – ярко-театрально зрелищно. Как и музыка Верди, спектакль сочетает страшное и комическое. Публике не приходится скучать. Ей все время подбрасывают впечатления. Наемных убийц переодевают в женские платья. Под скатертью праздничного стола во время пира оказывается земля. Король Дункан выглядит как маленькая золоченая куколка, словно мумифицирован еще при жизни.
Очень выразительна и леди Макбет – черная гадюка (Паулетта Мароччи). Пронзительный голос, змеиная пластика, пряди волос падают на обнаженные плечи и вьются как змейки. Во втором действии, когда леди Макбет больна, ее волосы коротко острижены (похоже, что именно в них находилась ее жизненная сила).
Единственный из главных музыкальных образов композитора, который не был интересен режиссеру – страдания народа от тирании и финальное ликование от победы над тираном. Режиссер ни на минуту не забывает, что победа Малькольма не окончательная, а всего только один из промежуточных этапов на пути к обещанному финалу – воцарению потомков Банко. Малькольм (Мирослав Христофф) – фигура эпизодическая. В вокальном отношении тоже эпизодическая, как и второй тенор – Макдуф (Луис Лима). А потому, чего уж так радоваться его победе.

Впрочем, можно взглянуть на символику спектакля и более пессимистично. Красную часовую стрелку можно принять и за маятник. Тогда и переход короны к Банко будет не окончательным, жизнь качнувшись влево, опять качнется вправо. Но это будет уже не «Макбет» Шекспира (и тем более не «Макбет» Верди), а «Макбетт» Ионеско.
Tags: театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments