Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

По канату над базарной площадью.

.
«ЗАРАТУСТРА», К.Люпа, СТАРЫЙ ТЕАТР, Польша, 2004г. (7)

Спектакль в трех действиях, но для меня он оказался разбит на три части не антрактами, а Заратустрами.

Заратустра-номер-два сменил Заратустру-номер-один по ходу первого действия и сразу обвалил спектакль. Не могу понять выбор режиссера, почему именно такой актер – гладкий и абсолютно нормальный – должен играть Заратустру-гения. То, что у первого, молодого Заратустры было стихами, у второго - набором слов и лозунгов.

Заратустра-номер-три появился после второго антракта – и вот здесь снова было полное попадание. И полный контраст с Заратустрой-номер-один. Как говорится, «что было» и «что стало».

Центральная часть - озарения философа-пророка-поэта не были поставлены и не были сыграны. Получился только начальный импульс (завязка) и тягучий, пронзительный финал (развязка). Спектакль без середины, без сердцевины. Но и в таком виде впечатлил.

Зрительская диаграмма спектакля: хорошо, плохо – антракт – плохо, плохо, плохо – антракт – хорошо, очень хорошо!

Первая часть – движение по канату.

Сцена на городской площади. Заратустра-номер-один (Себастьян Павляк) – молодой, воспаленный, нищий поэт-пророк-бунтарь, он проповедует перед толпой горожан, собравшихся на площади (вышедших на сцену из зала, когда зрители еще рассаживались), чтобы посмотреть на выступление канатоходца. Канатоходец привлекает их внимание, Заратустра - нет. Люди поворачиваются к оратору спиной и он вынужден обращать свои монологи в пустоту к воображаемым слушателям (в зрительный зал).

Для выступления лучшего места, чем площадь не найти, не надо людей зазывать, они сами собираются. Пророки, также как нищие и торговцы, любят такие людные места (не раз видел в московском метро или на вокзале людей проповедующих перед толпой, идущей на переход или с электрички), в своем воображении они видят себя выступающими с трибуны на митинге, но толпа не слушает таких пророков-шизофреников, утративших контакт с реальностью.
Заратустра не таков, он воспаленный, но не безумный. Доказательство – он видит канатоходца и сразу включает его в свои рассуждения-стихи-призывы.
Когда канатоходец срывается и падает на площадь, молодой поэт склоняется над телом, их обоих забирают в больницу, канатоходец умирает, поэт сходит с ума.
Такова завязка и она придумана поставлена и сыграна прекрасно. В первой части есть Заратустра, у актера подходящая психофизика, блуждающий взгляд, бледность, неуверенность, он играет будто балансирует на психическом канате. Важно и то, что актере есть магнетизм, он отмечен, сразу выделяется в толпе, это еще проявится во втором действии.

Между прочим, первая часть спектакля, сделана очень близко к тексту (отличие только в самом конце эпизода).

Придя в город, Заратустра нашёл там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему обещано было зрелище — плясун на канате. И Заратустра говорил так к народу:
Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?
Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?
Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — эта молния, он — это безумие! —
Пока Заратустра так говорил, кто-то крикнул из толпы: «Мы слышали уже довольно о канатном плясуне; пусть нам покажут его!» И весь народ начал смеяться над Заратустрой. А канатный плясун принялся за своё дело.
Заратустра же глядел на народ и удивлялся. Потом он так говорил:
Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращённый назад, опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.
Произнесши эти слова, Заратустра снова посмотрел на народ и умолк. «Вот стоят они, говорил он в сердце своём, — вот смеются они: они не понимают меня, мои речи не для этих ушей. И, смеясь, они ещё ненавидят меня.»

Но тут случилось нечто, что сделало уста всех немыми и взор неподвижным. Ибо тем временем канатный плясун начал своё дело: пошёл по канату, висевшему над базарной площадью и народом. Когда он находился посреди своего пути, детина, пёстро одетый, как скоморох, быстрыми шагами пошёл ему во след. «Вперёд, кричал он своим страшным голосом, — вперёд, ленивая скотина! Смотри, чтобы я не пощекотал тебя своею пяткою! Ты загораживаешь дорогу тому, кто лучше тебя!» — И с каждым словом он всё приближался к нему — и, когда был уже на расстоянии одного только шага от него, случилось нечто ужасное: он испустил дьявольский крик и прыгнул через того, кто загородил ему дорогу. Но этот, увидев, что его соперник побеждает его, потерял голову и канат; он бросил свой шест и сам ещё быстрее, чем шест, полетел вниз, как какой-то вихрь из рук и ног. Базарная площадь и народ походили на море, когда проносится буря: всё в смятении бежало в разные стороны, большею частью там, где должно было упасть тело.
Но Заратустра оставался на месте, и прямо возле него упало тело, изодранное и разбитое, но ещё не мёртвое. Немного спустя к раненому вернулось сознание, и он увидел Заратустру, стоявшего возле него на коленях. «Что ты тут делаешь? — сказал он наконец. — Я давно знал, что чёрт подставит мне ногу. Теперь он тащит меня в преисподнюю; не хочешь ли ты помешать ему?»
«Клянусь честью, друг, — отвечал Заратустра, — не существует ничего, о чём ты говоришь: нет ни чёрта, ни преисподней. Твоя душа умрёт ещё скорее, чем твоё тело: не бойся же ничего!»
Человек посмотрел на него с недоверием. «Если ты говоришь правду, — сказал он, — то, теряя жизнь, я ничего не теряю. Я немного больше животного, которого ударами и впроголодь научили плясать».
«Не совсем так, — сказал Заратустра, — ты из опасности сделал себе ремесло, а за это нельзя презирать. Теперь ты гибнешь от своего ремесла; за это я хочу похоронить тебя своими руками».
На эти слова Заратустры умирающий ничего не ответил; он только пошевелил рукою, как бы ища, в благодарность, руки Заратустры. —
Тем временем наступил вечер, и базарная площадь скрылась во мраке; тогда рассеялся и народ, ибо устают даже любопытство и страх. Но Заратустра продолжал сидеть на земле возле мёртвого и был погружён в свои мысли: так забыл он о времени. Наконец наступила ночь, и холодный ветер подул на одинокого. Тогда поднялся Заратустра и сказал в сердце своём:
«Жутко человеческое существование и к тому же всегда лишено смысла: скоморох может стать уделом его.
Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из тёмной тучи, называемой человеком.
Но я ещё далёк от них, и моя мысль не говорит их мыслям. Для людей я ещё середина между безумцем и трупом.
Темна ночь, темны пути Заратустры. Идём, холодный, недвижный товарищ! Я несу тебя туда, где я похороню тебя своими руками».
Сказав это в сердце своём, Заратустра взял труп себе на спину и пустился в путь.

(Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра». Книга для всех и ни для кого. I.3 - I.8)

В этот момент в спектакле происходит разрыв. Театр, как тот канатный плясун, срывается с каната, отрывается от реальности. Путь, в который пустился Заратустра, находится целиком и полностью в виртуальном мире, в мире идей, в воображении гения или безумца, поэтому меняются режиссерские приемы, поэтому и актера меняют.

Вторая часть – полет (свободное падение).

Третья часть – приземление (Красная комната. Брат и сестра. Снова на базарной площади).
Tags: Люпа, Польша, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments