Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Броневой, подумал Штирлиц

*
Вчера в телевизоре по трем программам одновременно шли передачи о Броневом (юбилейные к 80-летию). Во время рекламной паузы на одном канале можно было переключить на другой и увидеть те же самые отрывки из телефильмов, услышать те же самые истории и байки.
А в Известиях вышла юбилейная статья о Броневом М.Давыдовой (некогда горячо мною любимой) – первый случай явной журналисткой халтуры в ее исполнении. Не нашла ничего лучшего, чем пересказать те же (уже наизусть известные) истории.

Вот если бы Мариной Давыдовой был я, то постарался бы увидеть в судьбе актера сюжет, закономерность, даже "перст судьбы".
Я бы задумался вот о чем – как тяжело приходится актеру, который не попадает в свое время. И как важно иметь «броневой характер», чтобы не опустить руки и своего времени дождаться.

Вот, кстати, вопрос, совершенно не раскрытый в юбилейных передачах. Броневой – фамилия настоящая или была придумана его отцом (или дядей - видным чекистом) по образцу – Горький, Бедный, Веселый. Как бы то ни было, фамилия ему очень "подошла".

И жизненная и актерская траектория Броневого очень драматична. Казалось бы человек старается, делает все что нужно, а полноценного (то есть всесоюзного) успеха нет, бьется как рыба об лед. Характер – «броневой», лед он пробивает (получив одно актерское образование – поступает в Школу-студию МХАТ и получает второе, добившись локального успеха в Воронеже, переезжает в Москву), но под одним слоем льда сразу оказывается следующий слой льда (по окончании Школы-студии не находит работы в Москве, приехав из Воронежа снова оказывается без работы).

Самый показательный эпизод – история о том, как его не приняли в «Современник» (театр где работали его сокурсники). Факты по телевизору изложили, но судьбы в этом не увидели (мол, произошла ошибка, случайно проглядели хорошего артиста; как бы не так, знали они его как облупленного). А ведь формулировка непринятия была очень содержательная – «у этого актера нет своей личностной темы». Ха-ха! Своя тема у Броневого безусловно была, проблема в том, что у «Современника» была совершенно другая «своя тема» и тема Броневого в нее никак не вписывалась. Фигурально выражаясь, проекция темы актера на плоскость «Современника» оказалась равна нулю.

У меня сложилось впечатление, что в поздне-сталинские времена Броневой добился бы большого успеха – в нем был здоровый цинизм, он был тертый калач, понимал что нужно, судя по его рассказам, ему удалась и роль Сталина в Грозненском театре и роль Ленина в Воронежском, но в 60-е годы эти умения оказались не нужны. Были востребованы совсем другие умения – искренность, а не здоровый цинизм.

К счастью для Броневого, 60-е годы быстро закончились, в театре даже на несколько лет раньше чем на календаре. Ключевое событие – увольнение Эфроса из Ленкома и перевод его на Бронную (как раз к Броневому!). Это был, что называется, «перст судьбы» – смену формата времени Эфрос почувствовал быстрее многих, и одним из первых он стал откликаться на это изменение, сам стал менять формат своего театра. И вот в этом новом формате (формате 70-х годов) Эфросу очень пригодился актер Броневой (несмотря на очень плохие личные отношения, Броневой об этом сказал прямо – «абсолютная человеческая несовместимость»).
Броневой не только много играл в спектаклях Эфроса в театре (от «Платона Кречета» – одной из первых постановок Эфроса на Бронной, до «Директора театра» – последней), Эфрос сразу пригласил Броневого и в свой телетеатр ("Борис Годунов", "Мольер", "Печорин"). А вскоре смену формата ощутили уже все и очень быстро открыли актера (сначала очень вкусно сделанная роль в сериале «Следствие ведут знатоки», ну а потом выстрелил Мюллер).
70-е годы это время Броневого, у Эфроса, в телесериалах, а потом в телефильмах Захарова он сыграл лучшие роли.
Но 70-е закончились, хотя и тянулись долго, до середины календарных 80-х.
Броневой перешел с Бронной в Ленком – что по большому счету означало выход на почетную пенсию. Настоящий театральный Броневой остался на Бронной (Мундир государя в "Лунине" – какая была работа!), даже после переформатирования Бронной (после ухода Эфроса и Дунаева) у Броневого были крупные работы, пытаясь выйти из тени Мюллера, он интересно сыграл генерала Серпилина.
А что в Ленкоме ? Пожалуй, одна яркая роль – Крутицкий в «Мудреце» (на излете советских времен), потом в 90-е он играл на технике. С Захаровым у него возникла полная совместимость. Бесконфликтное существование, что еще нужно пенсионеру. А уж по последним работам («Плач палача» и «Женитьба») видно только то, что актеру скучно, играет он по инерции, никакой радости пребывание на сцене ему уже не доставляет. Согласие повторить свою коронную эфросовскую роль Яичницы – это дурной знак, это уже капитуляция.
То же и на экране – работа в помоечном фильме Рязанова «Небеса обетованные» и все.
Время снова сменило формат, а актер остался "в прошешем времени", в СССР.

Дай Бог ему здоровья и долгих лет жизни, но все-таки жаль, что он доигрывает, а не играет.
А может быть случится чудо и он еще получит такую роль, как была у Пельтцер в "Трех девушках в голубом".

UPD: Недавно была у Броневого роль в фильме "Простые вещи", я не видел.
Tags: Ленком, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments