Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Одиссея капитана «Немо».

.
«HEAVEN AND HELL», VANGELIS, 1975г. (8)

Сольный альбом Вангелиса интересен не только сам по себе, но и как ключевое звено, связывающее музыку 60-х (когда Вангелис был в составе группы «Aphrodite's Child») и музыку 80-х (когда он участвовал в проекте «Jon and Vangelis»).
“Heaven and Hell” вышел как раз посередине 70-х, посередине отрезка между ранним и поздним Вангелисом.

Название альбома сразу же отсылает к последнему альбому «Детей Афродиты» - «666», монументальному, концептуальному, супер-амбициозному, двойному альбому по мотивам Апокалипсиса.
Запись «666» была сделана в 1970 году, но из-за цензурных и иных причин издана только через два года. Грандиозный замысел вполне в духе 1970 года, когда на мелочи не разменивались (в тот год Уэббер выпустил рок-оперу на евангельский сюжет, а Лорд замахнулся на формат концерта для солиста с симфоническим оркестром и написал «концерт для рок-группы с оркестром»). Надо сказать, что тогда полет фантазии и амбиции молодых музыкантов (Вангелиса и, особенно, Лорда) сильно обгоняли наличный уровень композиторского мастерства.

Альбом “Heaven and Hell” вышел намного более зрелым и цельным, чем «666». И Вангелис сильно вырос как композитор, пианист, аранжировщик, да и техника за 5 лет совершила прорыв, синтезаторы перестали быть экзотикой, их начали использовать в качестве основных инструментов и даже для замены оркестра. К 1975 году он переехал в Лондон, создал свою студию звукозаписи (названную по имени героя Жюль Верна «Немо-студия»). Взошел (поднялся/опустился) на капитанский мостик студии «Немо» и первым делом решил высказаться про Рай и Ад. Вполне естественное желание для человека, которому при рождении дали имя Evangelos Odyssey - погрузится в глубины звуков, как капитан Немо на подводной лодке, и там в полном одиночестве "путешествовать" и сочинять музыку на самые глобальные темы.

Оратория

По форме произведение представляет собой ораторию, так как написано для оркестра, хора и двух солистов (мужской и женский вокал). В записи принимал участие английский камерный хор, певцы Джон Андерсон и Вана Верутис, а в роли оркестра выступил человек-оркестр, сам Вангелис, сыгравший на всех инструментах (от барабанов и разнообразной перкуссии до классического рояля и большого количества электронных клавишных).
В оратории 9 эпизодов, на виниловой пластинке она была разделена на первую и вторую части (стороны). Эпизоды очень контрастные (собственно, предельный контраст задан уже в названии), пафосные аранжировки Большого Стиля вполне соответствуют пафосному замыслу.
Первый эпизод назван «вакханалией», хотя звучит он вполне пристойно, на мой взгляд, даже чересчур пристойно. А вот во втором эпизоде «Symphony to the Powers B» начинается уже настоящая «карминовщина-бурановщина», видимо, призванная проиллюстрировать ад. Уместно вспомнить, как в том же 1975 году «Кармина Бурана» Карла Орфа звучала (по радио) в фильме Пазолини «Сало» и сопровождала последний круг ада.

Завершается же первая сторона по-контрасту – двумя тихими эпизодами, сначала клавишным ("Movement 3"), а потом вокальным ("So Long Ago, So Clear"). Музыка очень красивая, райская. Для райского пения был специально приглашен самый ангелоподобный певец того времени Джон Андерсон из ансамбля с говорящим названием Yes (он же написал текст). Тем самым структура “Heaven and Hell Part I” (вакханалия в начале и тихий просветленный финал ) сильно напоминает структуру композиции “Gates of Delirium”, занимавшей первую сторону альбома Yes 1974 года Relayer. Сходство двух композиции и в концептуальном замахе – Yes замахнулись на роман Толстого «Война и мир», пытались выразить в музыке полярные категории из названия и структуры романа – проход человека через безумие войны к просветлению.

Непосредственно перед записью альбома Relayer произошло первое пересечение творческих траекторий Вангелиса и Андерсона, группа Yes осталась без клавишника, среди кандидатов на вакантное место был и Вангелис. Тогда он предпочел сольную карьеру, но знакомство имело далеко идущие последствия, первым из которых и было ответное приглашение Андерсона для записи “Heaven and Hell”.
В лице Вангелиса Yes хотели найти нового Рика Уэйкмана, а в результате Вангелис нашел себе нового Демиса Руссоса. Голос Андерсона действительно сочетается с клавишными Вангелиса идеально. К тому же, в отличии от Руссоса, со времен «Детей Афродиты» ориентированного на поп-музыку, Андерсон проявлял интерес к музыке передовой, сложной, неординарной.

На второй стороне также тихие эпизоды (“Intestinal Bat”, “12 O'Clock”, “A Way”) чередуются с громкими (“Needles and Bones”, “Aries”). И все «тихие» тоже звучат превосходно, намного лучше «громких». В тихих эпизодах композитор экспериментирует со звуками, создает впечатляющие акустические пейзажи, а громкие слишком прямолинейно ориентированы на рок-стандарт. Человек-оркестр пытается играть как рок-группа и сильно не дотягивает (особенно когда садится за барабаны), рок-музыке записанной сам-с-собой методом наложения не хватает энергии. Во всех громких эпизодах Вангелису не хватает как раз «вакханалии» (сравните с тем, как те же Yes изображают delirium).

Если продолжить мысль, что громкие эпизоды оратории раскрывают тему ада, а тихие – тему рая, то вслед за одним рецензентом с progarchives.com можно пожалеть, что альбом не разделен на отдельные треки и нельзя послушать «Рай» отдельно от «Ада». Впрочем, в компьютерную эпоху легко можно разрезать трек самому и склеить куски в любой последовательности.

В целом вторая сторона альбома выглядит даже посильнее первой (несмотря на наличие в первой таких ярких эпизодов как «карминовщина-бурановщина» и песня Андерсона).
Лучшие минуты альбома – хоровая композиция с солирующим женским вокалом «12 O’Clock”. Очень простая и красивая музыкальная тема, хор (сначала только мужской, суровый), мерные удары колокола, похоже на движение религиозной процессии, паломники с пением молитв поднимаются в гору и наконец появляется женский вокал без слов. Что-то слышится родное в этой простой мелодии (наверное потому, что она взята из греческой православной церковной музыки). Впечатление сходное с появлением русской песни в «Евангелии от Матфея» Пазолини. Тут опять возникает ассоциация с кино. Музыка Вангелиса была очень кинематографична задолго до того, как прославились его голливудские саундтреки.
Tags: музыка, прог
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments