Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Красный Арлекин.

.
"CRAC !", AREA, 1975. (6)

Отыскал в инете много интересного о вокалисте и руководителе AREA Диметрио Стратосе. Оказалось, что его клоунада была значительно левее и значительно жестче, чем это воспринимается, когда слушаешь (да еще не зная итальянского) дебютный альбом “Arbeit Macht Frei”.

В названии первого же трека “Luglio, Agosto, Settembre (Nero)” была заложена (спрятана в скобках) бомба - ссылка на «Черный сентябрь» (палестинскую террористическую организацию). Сочетание с арабской молитвой в начале и с заглавной антифашистской песней «Arbeit Macht Frei» давало радикальный левый коктейль.

Жизнь Стратоса от самого первого и до самого последнего дня была полна символических знаков. Родился он 22 апреля (это день рождения Ленина), в 1945 году (это один из самых «красных» годов в 20-м веке), в египетском городе Александрия в греческой православной семье. Интернационал окружал его с самого рождения и музыкальные вкусы сложились вполне интернационально - из церковной византийской музыкальной традиции и арабской народной музыки.

Конец 60-х годов он провел за клавишными в популярной итальянской бит-группе “I Rebelli” (к микрофону его с таким специфическим голосом наверное не допускали, поклонницы бы этого не поняли).

Но с начала 70-х годов красный Арлекин Диметрио Стратос поступил на службу (одновременно) двум другим господам – левому политическому движению (коммунистическому и леворадикальному) и левому культурному движению (музыкальному авангарду).

Созданная им в 1972 году группа AREA с самого начала заявлялась как ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ (в первом составе кроме грека и итальянцев были еще француз и бельгиец). Играли самую передовую на тот момент музыку джаз-рок-фьюжн. Политический взгляд на музыкальную концепцию фьюжн (сплав различных музыкальных традиций) – «фьюжн - это интернационал в музыке». Джаз-рок версией «Интернационала» AREA заканчивала свои концерты.

Стратос участвовал во многих знаковых политических и культурных акциях от парижского биеналле 1973 года до фестиваля молодежи и студентов в Гаване в 1978 году. Выступал на праздниках главных коммунистических газет Юманите и Унита и в концертах главного авангардиста Джона Кейджа.
В добавок он и к собственному голосу относился как к научному феномену, на полном серьезе пытался концертами лечить больных (психических) и исследовал связь между голосом и речью (у него была интересная гипотеза, когда человек рождается, он обладает сверхъестественными вокальными способностями, которые затем подавляются с развитием речи, "говорение" мешает "пению").

Таким образом один человек сочетал самые основные составляющие «левого проекта» в политике, науке и искусстве (социально/национально освободительная революция, идеи просвещения и НТР, и футуризм, прорыв к новым формам в искусстве), сочетание, хорошо знакомое нам по истории СССР 20-х годов прошлого века.

Стратос отдал «красному делу» всего себя и умер (от белокровия!) в 1979 году за день до концерта, который организовали его друзья, чтобы собрать деньги на лечение. Концерт стал прощанием со Стратосом и с 70-ми годами – с политической и эстетической платформой, с форматом, с идеями.

Теперь об альбоме.

«Crac !» – третий альбом AREA, на втором они на время оставили службу у джаза и рока и устремились в авангард, а здесь вернулись к прежней службе.

По дороге от первого к третьему альбому группа потеряла двух участников.

Басиста Патрика Дживаса заменил Арес Таволацци. На музыку это мало повлияло, бас активен, ритм секция также азартно и слаженно играет.

А вот уход саксофониста Эдди Буснелло сказался сильнее. Он и на обложке первого альбома почему-то уже не значился в составе группе, хотя его саксофон определял инструментальную часть, придавал музыке живое дыхание и прекрасно сочетался с вокалом, лучше чем электрические инструменты третьего альбома. К тому же с саксофоном все выглядит более «раздолбайски».

С уходом Буснелло на первый план стал выдвигаться пианист Патрицио Фариселли (он лет на пять моложе остальных участников, может быть поэтому держался в тени поначалу). В «Nervi Scoperti» особенно эффектно играет рояль – как бы в параллельной плоскости, по отношению к остальным инструментам, никогда не совпадая, но и не расходясь до полного диссонанса – прекрасный пример чувства меры и гармоничности AREA.

Третий альбом не такой свежий и веселый, как первый, но ровный и сильный, с первых же тактов «Elefante Bianco» Стратас берет быка за рога слона за бивни.
Вот только последний короткий трек (какофонический) смазывает впечатление.
Tags: музыка
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments