Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Смейтесь надо мной!

.
"ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ", А.Праудин, «САМАРТ», Самара, 2007г. (8)

Перед Негиной - молодой, красивой женщиной (стройной, с большими глазами, с темпераментом, да еще и с актерским талантом) возникает дилемма. Что выбрать, честную, трудовую жизнь в бедности с малохольным юношей (типа Петрухи из «Белого солнца пустыни», но образованного, в круглых очках похожего на Шостаковича) или карьеру актрисы под покровительством зрелого богатого мужчины (типа Штирлица). Так в чем же здесь драматический конфликт? Женщина конечно выберет благородную седину «Штирлица», а не юношеские вихры «Шостаковича». Нет вопроса.

Что же в этой пьесе играть? Зачем ставить?
А затем, что Островский знает правду каждого персонажа и можно попробовать перенести фокус с главной героини на кого-нибудь другого, найти драму где-то рядом, чуть в стороне от главного узла пьесы. Режиссер выбрал «Шостаковича».
Поначалу студент Мелузов – один из череды мужчин окружающих Негину и явно ее недостойных. Наивный Мелузов учит ее жить, старый кобель князь (Ираклий Стратоныч Дулебов - важное лицо кавказской национальности) ходит кругами, молодой кобель (видный чиновник Бакин) лезет напролом, коллеги-актеры или пьяницы (Громилов) или блаженные старички (Нароков).
Но у Мелузова есть еще финальный монолог, именно ему дано последнее слово в пьесе и вот оно по-настоящему цепляет, там есть содержательный конфликт («я просвещаю, а вы развращаете») и сильная эмоция (наболело). Про это можно ставить, превратить одного из характерных почти комических персонажей в героя.
В самом начале того же монолога режиссер находит и спектаклеобразующий образ:

Смейтесь надо мной, я не сержусь, я этого заслуживаю. Я вас обезоружу, я сам вместе с вами буду смеяться над собой.

Вот и ключ – «смейтесь над разбитой любовью, и я с вами посмеюсь», «смейся, паяц!». Спектакль-Пьеро - весь в белом и под музыку Леонковалло. Сначала условный, легкий, приподнятый над драматизмом пьесы, чуть клоунский, а в финале – смысловой пробой, по белому гриму текут настоящие слезы.
Так и поставлено, сначала долгая настройка, подготовка, а в финале неожиданный выстрел, попавший точно в цель. В последнем акте, в сцене проводов на вокзале отношение к «Шостаковичу» меняется, у него рвется по-настоящему (и даже кровь носом идет) и вот тут он начинает дело говорить. Дурак, сидящий на крыше, оказывается все понимает про жизнь (здесь возникает параллель с Кулигиным из «Грозы»).

Таким образом первые три действия спектакля оказались подготовкой к главному, четвертому. Разыграно было неспешно, как несколько затянутая экспозиция (можно было все делать чуть быстрее, легче, условнее, декорация Харикова задавала небытовую степень условности), но и в таком виде смотрелось с интересом. Спектакль вышел у Праудина не такой цельный, как «Бесприданница»., но было много приятных глазу, уму и сердцу мелочей. Островский пишет вкусно, режиссер решает простые сцены неожиданно, да и актеры находят, что поиграть. Как куролесит купчик Вася (Денис Бокурадзе). Как актриса Людмила Гаврилова поворачивает роль Домны Пантелеевны – то бытовой, то лирической то сатирической стороной. Как Матрена (Ольга Метлинова) таращит глаза, а в финале исполняет номер «хватай мешки – вокзал тронулся». Как суховат и импозантен Дулебов (Юрий Долгих играет с точным национальным акцентом) и как ему далеко до «настоящего полковника Исаева-Штирлица» (в роли Великатова Сергей Захаров убедителен чрезвычайно). Как нелепо прямолинейно звучит психотерапевтическая проповедь студента в первом акте (похоже, что Островский знал про сайентологию задолго до Хаббарда :))
Сыгравший Мелузова Павел Маркелов был лучшим в актерском ансамбле, весь диапазон сыграл от шаржа в начале и до быстрого взросления в конце. И внешность очень подходящая (Смельская: Ах, какой милый! (Посылает рукой поцелуй))/
Tags: театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments