Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

"ПЛАСТИЛИН"

"ПЛАСТИЛИН", К.Серебренников, ЦЕНТР п/р КАЗАНЦЕВА и РОЩИНА, Москва. (10)

Заклание агнца.
Те, кто пишет об этом спектакле, применяют слова архаичные, нечасто встречающиеся в театральных статьях - "вечность", "житие", "заклание", "отрок", "трагедия", "катарсис". И действительно, спектакль поставлен так, что воспроизводит вечный конфликт, вечную "жертву", вызывает библейские и античные ассоциации. Потрясение, которое испытывают зрители в финале спектакля это "катарсис", который крайне редко достигается в современном театре. У меня это было на "Живом трупе" и "На дне" Эфроса, "Сирано" Морозова - в спектаклях заканчивающихся смертью героя, которая вызывает такое сильное потрясение, что очищает душу.

Здесь и сейчас.
В спектакле есть и другая (противоположная "вечности") сторона - он дает точный образ "времени и места". Возраст героя включает спектакль в ряд "подростковых" спектаклей и фильмов ("Друг мой Колька", "Курьер"). В этом смысле "Пластилин" это "Курьер 21-го века". Также спектакль вызывает в памяти работы Додина "Стройбат" и "Братья и сестры" (тема которую там играли Семак и Власов).Такие сравнения показывает как сильно изменилась за 50-40-20 лет наша жизнь. В лучших спектаклях на социальную тему последних лет - "Пластилин", "Терроризм", "Мамапапасынсобака" - создается очень выразительная картина. Новая режиссура нашла театральный ключ к постановке подобных пьес и варварский, агрессивный, жесткий Серебренников здесь первый. Он устраивает настоящий праздник режиссуры, Гран-парад зрелищных приемов. Именно так и надо такую драматургию ставить. Гротескные метафоры ( училку и директора школы играют те же актеры, что и убийц - это не только эффектный ход, но и сильнейший смысловой ход - образы враждебного взрослого мира сливаются в сознании героя), лихая (и совершенно не-пошлая) сцена просмотра Калигулы - вызывает просто восторженный хохот в зрительном зале. И, оказывается, такой смех в театре парадоксальным образом сочетается с открытой трагедией.

Гаснущий огонек.
Так назывался фильм Луи Малля о последнем дне жизни молодого человека. В нем есть некоторое сходство с "Пластилином" (тема "прощания с жизнью"), однако в главном "Пластилин" явно противостоит европейской традиции в раскрытии подобных "черных" тем (имею в виду и пьесы Равенхилла и "Заводной апельсин" и особенно "Роберто Зукко" и его многочисленных клонов, по существу Сигарев это анти-Кольтес). Том Стоппард вручавший автору британскую премию очень кстати вспомнил Достоевского, здесь именно эта традиция - яркая, ослепительно белая точка, окруженная густой чернотой жизни.
Вспоминается и еще одна ссылка, ведущая от героя Сигарева, - чешское кино "новой волны". "Черный Петр" Формана (там была подобная пара приятелей-подростков) и "Поезда под пристальным наблюдением" Менцеля (там трагическая гибель мальчика в финале вызывала такое же потрясение). Сходство здесь конечно с ОЧЕНЬ большой поправкой на другое "время и место" и на различие, даже противоположность стиля "негромкого" у чехов и "громкого" у Серебренникова.
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments