Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Театр - не место для комедий !

.
"БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ ЛЮБВИ", Л.Додин, МДТ, Санкт-Петербург, 2008г. (6)

Легкие лирические комедии – материал, категорически не подходящий Додину. И не только ему, всей ленинградской режиссуре его поколения. Разве можно представить веселый спектакль Гинкаса или веселый фильм Германа? Они воспитаны с трагически-серьезным взглядом на жизнь и предназначение искусства (не веселить, а жечь глаголом).
После таких спектаклей закрадывается даже подозрение, что подобный материал не подходит всему петербургскому театру. Да не только театру, а и Петербургу как городу – северному, холодному, мрачному, предумышленному.
Вот поэтому молодой комедийно-лирический сюжет (о резвящихся на лоне природы трех возлюбленных парах из аристократов и комическом треугольнике из дворянина, пастуха и крестьянки) разыгран так безнадежно медленно и холодно, будто в вакууме. Вот поэтому зрители пара за парой уходят из зала прямо во время действия (спектакль без антракта). Усилия поставить про любовь действительно оказались бесплодными, и даже обычная у Додина нагота, так уместная в любовном сюжете, выглядит холодной – мертвенно-бледной плотью русалок и водяных.

Но в пьесе есть два секрета, для лирической комедии не нужных и даже вредных, но дающих такому режиссеру как Додин шанс отыграться.

Первый секрет делает пьесу особенно пригодной для постановки в России – маскарад с переодеванием героев в «московитов». Эпизод может усилить комедийную составляющую, но она в спектакле еле теплилась и решение было найдено нестандартное. Никаких пошлых осовремениваний типа малиновых пиджаков, никаких провинциальных насмешек над москвичами, никаких банальностей типа плясок вприсядку. Московиты здесь не московские, а петербургские, оперные. Русская тема – это Чайковский, 19-ый век, зима, мужчины в черных цилиндрах, в длинных черных пальто с меховыми воротниками. Дамы в декольте и черных домино. Пары вальсируют, одежды развеваются – хорошо!

Второй секрет делает пьесу совершенно непригодной для постановки. В нарушение всех законов жанра легкая комедия про любовь заканчивается печально – умирает отец одной из героинь, наметившийся хэппи-энд срывается.
Вот постановка такого финала Додину разумеется удалась – тут он оказался в своей стихии. Получение печального известия (белый голубь с телетайпной лентой) и веселый сюжет вмиг разрушается, пустота и холод на сцене становятся уместны.
К сожалению из-за сокращений текста в финале и не удавшегося безмятежно-лирического начала, не прозвучала заложенная Шекспиром «мораль»: то была не любовь, а всего лишь влюбленность, герои знают, что влюблены, но сами еще не определились, в кого же из девушек они влюблены. Траур даст возможность молодым людям повзрослеть и «проверить чувства». В такой концовке есть надежда – печаль пройдет, а любовь еще будет.
Додин же говорит скорее о бесплодности надежд и усилий молодости.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments