Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Букет в яме.

.
"ЯМА", Р.Белякова, САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ, 2006г. (6)

Вбрасывание.

Хорошо, когда спектакль заводится с полоборота, начинается «вдруг», без предисловий. Происходит вбрасывание, как в хоккее, с первых же реплик закручивается сюжет, четко и полярно заданы характеры, девушки из «заведения» - очень колоритные, и каждый цветочек по-отдельности и весь букет.

Потом, когда вбрасывание состоялось, применяется более традиционный композиционный прием, – появляется лицо от автора и дает дополнительную информацию, историю заведения, с которым мы уже познакомились, уже видели изнутри (происхождение названия этого места по цепочке: ям – ямщик – Яма (сокращенное название) – яма (в прямом и переносном смысле).

Наблюдатель.

Автор-наблюдатель сыгран нейтрально, неярко, как и прочие мужские персонажи (могу только отметить молодецки исполненную студенческую песню).
Это спектакль женский. Женский хор (сыграл самую сильную сцену), хормейстерша - мадам в глухом черном платье, две женщины солистки (самые длинные истории, самые сильные характеры).

А мужчина - репортер, свидетель, собеседник – он, как наблюдатель в физике и должен быть бесцветен, мужчина без пола. Он проявляет к девушкам интерес не как покупатель к товару, а как писатель к человеку. И тут становятся особенно заметны сюжетные параллели с фильмом Луи Маля «Прелестный ребенок» , действие происходит в заведении такого же типа и в те же времена (начало XX века), но в другой стране, функцию репортера-писателя там выполнял фотограф.

Шарабан.

Произведение Куприна не бульварное, но и не первого ряда. Социология, феноменология, скандальный репортаж, мелодрама. Глубоко в яму, в бездну не заглядывает. Спектакль следует за текстом, в целом выдерживает ровный повествовательный тон. Лишь одна история (студент из лучших побуждений пытается вытащить одну из девушек) была разыграна совсем уж легковесно. Зато в одной из следующих сцен – визит в заведение певицы, девушки выдали столько темной энергии, что в яме приоткрылась настоящая глубина, иная стихия, скрытая от репортажно-мелодраматического взгляда, самая глубокая и темная яма находится в душе человека. Образ хоровой коллективный возникает на один миг и создан не текстом Куприна, а песней «Шарабан».

Я гимназистка седьмого классу,
Пью самогонку заместо квасу,
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

Порвались струны моей гитары,
Когда бежала из-под Самары.
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

Помог бежать мне один парнишка,
Из батальона офицеришка.
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

А выпить хотца, а денег нету,
Со мной гуляют одни кадеты.
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

Продам я книжки, продам тетради,
Пойду в артистки я смеха ради.
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

Продам я юбку, жакет короткий,
Куплю я квасу, а лучше б водки.
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

Прощайте, други, я уезжаю,
Кому должна я, я всем прощаю.
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

Прощайте, други, я уезжаю
И шарабан свой вам завещаю.
Ах, шарабан мой, обитый кожей,
Куда ты лезешь с такою рожей?
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments