Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Обычные песни, жестокие вещи и всякие чудеса.

.
"АБСЕНТ", И.Поповски, ТЕАТР п/р КАМБУРОВОЙ, Москва, 2005г. (8)

Есть подзаголовок – концерт-галлюцинация. Движение от концерта к галлюцинации. Сначала театральная и музыкальная увертюра – по дороге из фойе в зал зрители проходят мимо музыкантов, одного за другим. Затем галлюцинация постепенно прорастает сквозь концерт.

Концерт.

Черно-белая часть. Песни. Четыре солистки в черных платьях исполняют французские песни в сопровождении инструментального ансамбля. Театрализация минимальная, строгая. Зал бывшего кинотеатра (назывался «Спорт», если я правильно помню), небольшой, сильно вытянутый в длину. Напоминает зал Мастерской Фоменко (тоже бывший кинотеатр – «Киев»). Четыре колонны, балкон, места для зрителей вдоль длинной стены. На балконе музыканты, у колонн четыре круглых столика, четыре стула, четыре певицы.
Я не знаток и не поклонник французских песен, мне было скучновато. То ли музыка однообразна (стандартная «парижская» интонация с аккордеоном), то ли исполнение не очень яркое (все-таки они не солистки, а участницы квартета, разные категории). Время от времени интерес загорался – паузы между песнями были музыкальные и театральные, загорался огонь внутри столиков – мутный лунный свет, певицы лунатически поднимались, залезали на столы, становились галлюцинациями. В облике на мгновение возникали тени той самой прекрасной фоменковской четверки – Тюнина, сестры Кутеповы, Джабраилова. Но песни были слишком длинные, а паузы слишком короткие.
По счастью спектакль этим чередованием не ограничился, режиссер точно следовал трем стадиям абсентного опьянения по Оскару Уайльду: первая стадия – как обычные песни обычное питье, во-второй ты начинаешь видеть чудовищные и жестокие вещи, но если не уснешь сдашься, ты войдешь в третью и увидишь то, что хочешь увидеть – всякие чудеса.
От песен можно было задремать, но тут певицы устроили стрельбу по прожекторам (это, видимо, начались «жестокие вещи»). Постепенно абсент начал действовать и всё расцвело.

Галлюцинация.

Цветная, красно-зеленая часть (вторая и третья по классификации Уайльда, последняя естественно зеленая, под цвет абсента).
Вокальный квартет и инструментальный ансамбль исполняют галльскую галлюциногенную музыку - французскую классическую музыку эпохи абсента (конец ХIХ начала ХХ века): Дебюсси, Равель, Форе.
Усложняется музыка – черные платья сменяются яркими красными, театрализация становится все более изощренной – более активный свет, дым, ветер, светящиеся палочки и наконец лазерная подсветка превращает весь зал в изумрудно-зеленое пространство галлюцинации. В «Болеро» Равеля вторгается современный рэп и стук кассового аппарата (как в “Money” Pink Floyd), в «Реквиеме» Форе – наоборот, древняя латынь сменяет французский язык.

Самая странная и уж совсем не относящаяся к делу галлюцинация – четыре профиля на фоне развевающихся на ветру красных полотнищ (я сидел не по центру, смотрел сбоку), совсем как Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин на фоне реющих красных знамен на старых советских плакатах.
Tags: театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments