Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Сказка о деревеньке.

.
"СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ", Э.Некрошюс, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2008г. (7)

Постановка невелика по масштабу. Не «сказание», а «сказка». Не о «граде», а о «городе», даже о «деревеньке», если обратить внимание на цепочку образов – снопы-колокола-курные избы.
Здесь не войско, а отряд. Сцена кажется очень маленькой, «пятачком». Деревянные декорации (скворечники, лодочки) – детскими игрушками из спичек и деревяшек.

Таков масштаб всех последних работ режиссера («Песнь песней», «Дети Розенталя», «Фауст»). Раньше, когда он ставил шекспировскую трилогию («Гамлет», «Макбет», «Отелло») и дилогию по Донелайтису («Времена года»), масштаб был совсем другой и опера Римского-Корсакова больше соответствует тому «большому» Некрошюсу. С нынешним «маленьким» возникает диссонанс. Поэтому постановка выглядит не цельной, расслаивается, отчетливо видно разделение труда, вотчину дирижера и вотчину режиссера. Дирижер заведует музыкой, оркестром, хором и певцами-солистами. Режиссер заведует сюжетом и картинкой (сценография - свет, декорация, костюмы, и массовка). Массовые сцены поставлены подробно, массовка активничает, мельтешит, а певцы стоят столбом и ждут своей очереди петь. Когда на сцене происходит действие, певцы только мешают, сами играть не умеют и тормозят действие. Когда же певцы поют, массовка мешает им, так как отвлекает слушателей от музыки.

И все-таки спектакль получился, разрыв дирижерского и режиссерского оказался не фатальным. Связь между сюжетом и музыкой была изначально заложена автором и в ключевых сценах это проявилось. У режиссера и в первых действиях были интересные метафоры (цапли - странники с посохами, начальство - пни), а потом они стали проникать еще глубже – синие подушечки (по Некрошюсу, «подушка» не от слова «ухо», а от слова «душа»), превратились в нимбы, а затем в озеро (маленького размера, но большой смысловой глубины). Синева озера в свою очередь оказалась зарифмована с чернотой земли, квадратным загоном для скота. Чужеземцы-захватчики представлены в виде зверей с черными, изогнутыми как сабли, хвостами.

Четвертое действие пропустил из-за футбола. Осталась надежда, подкрепленная картинками и описаниями очевидцев, что там режиссеру все-таки удалось выразить большое в малом.

Атомное православие

Некрошюс вполне искренне попытался понять и передать в постановке религиозное послание оперы. Интуиция и уникальный дар сочинителя многослойных метафор вывели его на финальный образный ряд: лодки-ракеты-иконы. Ракеты космические или баллистические? Режиссер не уточнил, да различие и не является таким уж существенным, на самом деле это одни и те же ракеты, дорогу в космос и ракетно-ядерный щит создавали одни и те же руки. И совсем не случайно это делалось в «невидимых городах», в том числе, в месте особенно символичном, в Сарове – невидимом граде, Китеже 20-го века, исчезнувшем с карты. Вряд ли эта далекая и непрямая смысловая ссылка была сознательно заложена литовским режиссером, скорее всего это получилось само собой, мистическим образом, благодаря интуиции, что дорогого стоит.

За верные метафоры, за синее озеро, за взлет ракет и посадку спускаемых аппаратов-колоколов и за интуитивный прорыв к идее «атомного православия» можно простить спектаклю все многочисленные невнятности на мелководье.

… и о деве

В полном названии оперы речь идет не только о «граде», но и о «деве Февронии». К сожалению, к постановке Большого театра вторая часть названия отношения не имеет.
О «граде» пусть и небольшом, типа хутора, в спектакле было, а вот «девы» там совсем не было. Была оперная тетенька (Евсеева) с нечленораздельной фигурой и нечленораздельным голосом.
Tags: театр
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment