Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Володин-обериу

*
"МОЯ СТАРШАЯ СЕСТРА", М.Левитин, «ЭРМИТАЖ», Москва, 2008г. (2)

Поставлено совсем без «психологии», в эрмитажном стиле «обериу», условно-кукольно. Актеры изображают кукол - деревянных (руки-ноги как палки, туловище чурбачок) или тряпичных. Или полный зажим или полная расслабленность. И голоса ненатуральные, кукольные, писклявые (из-за этого многих реплик не разобрать, хотя актеры находятся совсем близко от зрителей, спектакль идет на малой сцене).
Сразу заявленная кукольность порождает в дальнейшем проблемы.
Когда младшая сестра по сюжету должна говорить простуженным голосом, актрисе приходится усиливать кукольную писклявость уже до предела, до хрипа.
Когда действие переносится из «жизни» в «театр» (из квартиры в приемную комиссию театрального училища), степень условности также усиливается до предела, на сцену выходят шесть абитуриентов-клоунов, а у председателя комиссии оказывается настоящий театральный, бархатный, поставленный голос. В этой сцене публика оживляется, не нужно напрягать слух, да и клоунада вышла смешной, вот только самый ударный эпизод пьесы – монолог «а вы любите театр», не прозвучал. Хотелось по контрасту с голосами абитуриентов и Актер Актерыча услышать наконец подинный человеческий голос и сказать вслед за комиссией «вот что значит индивидуальность!», но героиня и здесь не отошла от кукольного зажима, пробурчала монолог себе под нос. «Не верю!», никакой индивидуальности мы не увидели.

Театр драматурга Володина и театр режиссера Левитина фатально не совпали. Жизнь недавнего прошлого поставлена жестко, резко, а теплые ностальгические краски появляются в спектакле не отношению к жизни (убогой, мелочной), а по отношению к театру. Звучат голоса ленинградского театра 60—х – Черкасов, Райкин, Юрский, Богданова-Чеснокова. Самые живые голоса в спектакле.

Свободная рассадка.

Теперь о том, что происходит вне сцены. Нынешняя премьера «Эрмитажа» явно не относится к категории «юзер-френдли» («зритель-френдли»). Публике очень неудобно смотреть этот спектакль (речь не о VIP-персонах, а о тех, кто несет денежку в кассу и покупает билет). Спектакль идет на сцене «Малый Эрмитаж», билеты без мест – свободная рассадка. Зрители, наученные горьким опытом свободы, сразу жмутся к дверям «Малого Эрмитажа», чтобы войти в зал первыми и занять лучшие места. От этого перед началом спектакля в тесном коридоре образуется толчея, а когда дверь наконец-то открывают – давка. Но даже те, кто дежурил у самых дверей, лучших мест все равно не получают. Первые ряды уже заняты листочками «спецобслуживание», «для почетных гостей». Зал плохо приспособлен для зрителей. Сцена невысокая, пол плоский – нет подьема, все места, кроме гостевых – неудобные, плохо видно, головы почетных гостей загораживают сцену. К тому же тесно, душно и плохо слышно, а спектакль многочасовой.

За актеров обидно, пьеса так хорошо разошлась по ролям. Старшая сестра – Богданова, младшая сестра – Колесникова, дядя – Жорж, студент Кирилл – Сухарев, жених Володя – Пожаров, актер Медынский – Ливанов. Всех их хочется перенести на большую сцену. Всем им хочется сказать словами Достоевского – бросьте этот ваш искусственный тон, возьмите человеческий!
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments