Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Низачот

.
"ТРАНСФЕР!", Я.Клята, «ВСПУЛЧЕСНЫ», Польша, 2006г. (1)

Похоже на внеклассную работу по истории ученика 10-го класса польской школы. Ученик из тех, что звезд с неба не хватают, не стал рыть вглубь, подогнал под ответ, проиллюстрировал прописные истины из учебника отрывками из воспоминаний очевидцев. Да и по части театральной формы не придумал ничего оригинальнее, чем представить ялтинскую тройку в виде рок-группы (Че – соло гитара, Ста – бас-гитара, а Ру в инвалидном кресле – клавишные), тривиальный подростковый эпатаж, а мальчику между тем уже за 30.

Тема работы чрезвычайно интересна – сдвиг западной польской границы по результатам второй мировой войны, перемещение Польши по карте Европы с востока на запад. Разобрать эту коллизию подробно не хватило умения, сил таланта, собственно о конкретном траснфере немецкого Бреслау в польский Вроцлав в спектакле сказано всего несколько слов, зато пересказана история второй мировой войны. Вместо того, чтобы раскопать «многое о немногом», режиссер рассказал понемногу обо всем. Всё что знал, сюда притащил - пакт Молотова-Риббентропа, Катынь, холокост, Армия Крайова, изнасилованные немки, ялтинский сговор.

Если бы он был польским учеником, а я - польским учителем, поставил бы ему зачет, с натяжкой конечно, исключительно принимая во внимание примерное поведение.
Но, поскольку он – польский режиссер, а я - русский зритель, ставлю НИЗАЧОТ. В школе еще можно проскочить, скачав реферат из интернета, в театре же общие места и шаблоны не прокатывают.

Против кого примиряемся? Против кого дружим?

Поведение у режиссера действительно примерное, «правила игры» он знает, и главное из правил – кто платит, тот и заказывает музыку.
Спектакль поставлен по заказу Фонда европейского взаимопонимания, при поддержке немецкий и польских институтов. Это и определило сверхзадачу – найти способ примирить поляков и немцев, чтобы заросла борозда прошлых войн и послевоенных выселений-переселений. А лучший способ примириться-подружиться – найти против кого дружить будем. Немцы и поляки очень быстро нашли против кого примиряться. Виноватыми в их взаимной розни оказались:
- во-первых советские=русские (они всегда виноваты), надо отдать должное откровенности поляков, именно этот спектакль, где о русских «или плохо, или ничего» они отобрали для показа в Москве в рамках года польской культуры в России.
- во-вторых, лидеры стран антигитлеровской коалиции, которые «стравили» поляков и немцев.

Разделение людей на обычных, которые живут между собой в мире и согласии, и злонамеренных (чаще всего иностранных) политиков – тезис весьма утопический и театрализован он самым примитивным образом. Политики помещены на платформу, которая поднимается высоко над землей. Ру, Ста и Че играют актеры, играют в нарочито грубой манере, Ста в сапогах пляшет вприсядку, все трое поют «Подмосковные вечера» - вопиющий анахронизм, демонстрирующий сознательное или бессознательное пренебрежение нашей историей, характерное для многих западных режиссеров (можно вспомнить курьезное исполнение Ольгой Лариной песни из «Кубанских казаков» в фильме «Евгений Онегин»).
А обычные люди, поляки и немцы, ходят по земле (сценическая площадка посыпана землей). Это очевидцы, люди пожилые, выглядят натурально, совсем не похожи на актеров.

Когда я сидел в зале и смотрел на очевидцев, собранных режиссером, каждый из них был интересен, за каждым угадывалась история, каждого можно было бы расспросить и узнать живые подробности. Увы, никто из очевидцев ничем не озадачил ни авторов спектакля, ни зрителей, никто так и не вышел из режиссерской колеи, никто не сделал даже попытки смешать карты, разложенные строго по мастям.

На самом-то деле это режиссер занимается тем, в чем обвиняет политиков. Сеет рознь между народами, примиряя одних соседей, ссорит других.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments