Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Анна-Одри-Элизабет-Мерилин-Манон.

.
«МАНОН», В.Паттерсон, ОПЕРА на УНТЕР ДЕН ЛИНДЕН, Германия, 2007г. (8)

По случаю благополучного разрешения от бремени посмотрел оперу с Анной Нетребко в главной роли. Данная постановка оказалась самым лучшим выбором – это ее настоящий актерский бенефис.

Паттерсон.

Дебют в оперной режиссуре постановщика танцев и режиссера клипов Винсента Паттерсона удался (между прочим, он является автором первых оперных клипов и как раз с участием Анны Нетребко). Сделано солидно, без радикализма, америк не открыл, вписался в мейнстрим нового европейского театра большого стиля.

Спектакль получился первоклассный - большой, роскошный, звездный, концептуальный, зрелищный. Действие перенесено в середину 20-го века и оперные страсти зарифмованы с кинематографическими, что устанавливает между звуковым и зрительным рядом самое верное соотношение, при котором музыка и театр усиливают друг друга. Концепция режиссера последовательно проведена через все действие, начиная с вступительной сцены в поезде (под увертюру; далее действие первой сцены оперы происходит на железнодорожном вокзале) и до мелодраматического финала: на опустевшей сцене две маленькие темные (теневые) фигуры, он несет ее тело на руках по дороге к огромному заднику с багровым закатом. Музыка Массне исполнена оркестром под управлением Даниеля Баренбойма также очень мелодраматично и в таком выразительно поставленном финале звучит почти как голливудская.
Еще один пример сочетания звука и изображения – использование решетки во время сцены в церкви. Толстые вертикальные прутья рифмуются с органными трубами, при этом звучат совершенно немузыкально, создавая ощущение тревоги, усиленное картинкой, вызывающе красное платье Манон - единственное яркое пятно на темном фоне.

Нетребко.

Главный проводник режиссерского замысла на сцене это как раз Манон - Анна Нетребко. Символ абсолютного женского начала. В эпоху кино оно воплощено прежде всего в женских кинообразах, представляющих самые разные грани женственности. В сопроводительном интервью режиссер перечисляет пять кинобразов, которые были последовательно использованы в спектакле: три голливудские дивы - Одри Хэпберн, Элизабет Тейлор, Мерилин Монро (этих трех я легко опознал, когда смотрел спектакль), а также Джина Ллолобриджида, а в финальной сцене, ни много ни мало - Жанна Д’Арк из фильма Дрейера. Задача перед актрисой была не из легких, здесь нужна не пародия, не комедийное цитирование, но и не прямое перевоплощение. Нужно попасть в стиль, в чужую индивидуальность и при этом сохранять двойную дистанцию – певица должна сыграть кинозвезду на сьемках (чтобы зрители не забывали об этом, на сцену в самые кульминационные моменты выходят осветители с прожекторами).
Даже обязательное в подобных случаях обнажение звезды (зрители хотят видеть товар лицом), не выглядит "уступкой на потребу", а включено в общий театральный замысел. Чем лучше образ босоногой Манон, резвящейся на постели, из первого действия зафиксируется в памяти зрителя, тем сильнее впечатлит последняя сцена - выход Манон, тоже босоногой, из ворот тюрьмы. Подобный прием с обнажением Певцова применял Глеб Панфилов в фильме "В круге первом".

Виллазон.

Партнер Нетребко – Роландо Вилазон решает в спектакле более традиционную для оперного тенора задачу. Он продолжает свою тему, образ, который ему всегда удается блестяще – закомплексованный любовник (сходным образом он играл Хозе в «Кармен» и Альфреда в «Травиате»). Только в одной сцене (в казино) ему, соответствии с киношным замыслом режиссера, добавили характерности, наклеили усики под Кларка Гейбла. В остальных сценах он показывает весь джентльменский набор тенора – любит и страдает. Традиционные любовные перипетии отражаются в побочной линии – отношениях с отцом (в таком раскладе есть некоторое сходство с той же «Травиатой», но в «Манон» проведена более явная параллель между двумя зависимостями молодого человека).
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…