Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Волки и овцы

.
«ОТЦЫ И ДЕТИ», К.Богомолов, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, Москва, 2008г. (9)

Театральная веселуха.

Большой спектакль-роман поставлен легко-весело-азартно. Три часа проходят незаметно, от одного прикола к другому. Даже традиционное обьявление с просьбой отключить мобильники превращено в гэг. Оно звучит когда спектакль уже начался – Николай Петрович сладко засыпает за столом и обьявление по трансляции вызвано исключительно заботой о том, чтобы звонки не нарушили сон персонажа.
Актеры прекрасно освоили предлагаемые правила игры, весьма непростые, и совершенно свободно совмещают полнокровную жизнь в образе и условные шутки в сторону. Прекраснодушный наивный Николай Петрович Кирсанов (Виталий Егоров). Загадочный как Фантомас Павел Петрович Кирсанов (Андрей Смоляков). Колючий Базаров (Евгений Миллер), розовый Кирсанов-младший (Андрей Фомин). Платиновая блондинка Одинцова (Эльвира Данилина), тормознутая Катя (Наталья Костенева). Ну и Фенечка (еще одна вкусная «простонародная» работа Яны Сексте, в пару к Марютке в «Сорок первом»). И обязательно надо упомянуть Василия Ивановича Базарова (Александра Воробьева) - какое имя! Итого восемь актерских удач на спектакль.

Главный источник приколов - свободные веселые прыжки вдоль временнОй оси. Тургеневское позавчера мешается с советским вчера и нынешними днями, по формуле примененной Серебренниковым в «Лесе». «Боже царя храни» по радио, песни советского кино в репертуаре тургеневских девушек. Место действия – Россия. Время действия – всегда. Застольные споры на отвлеченные темы. Ссоры по идейным соображениям.
Все узнаваемо, подано в пародийном ключе, только снова и снова звучит абсолютно вразрез происходящей веселухе Адажиетто Малера. В этом есть загадка. Зачем здесь Малер? Во время первого действия казалось, что режиссер хочет показать за клоунадой настоящие простые чистые чувства – возвращение в родные места, родительская любовь. Подлинное не противостоит иронии, а удивительным образом совмещается с ней, просвечивает.

Отцы и дети глазами Павла Петровича.

Загадка Адажиетто раскрывается во втором действии, после дуэли Кирсанова и Базарова. Павел Петрович смотрит на экране домашнего кинотеатра «Смерть в Венеции», течет грим по клоунскому лицу умирающего фон Ашенбаха. Последний взгляд одинокого аристократа на отцов и детей, на «жизни мышью беготню» и на себя, в конце концов он и себя видит жалким клоуном, подволакивающим ногу после нелепой дуэли с нигилистом. Нигилист тоже выглядит молодцом только среди овец, а по сути такой же клоун, только не в костюме, а в черном свитере.

Не столько на отцов и детей разделяются персонажи спектакля, сколько на волков и овец, гордых и кротких.

И гордые уступают. Умирает гордый человек Ев-ГЕНИЙ Васильевич Базаров, уезжает гордый человек Павел Петрович Кирсанов (куда уехал барин ? в Америку Венецию ?). И красавица ОДИН-цова одиноко плачет у разбитого корыта.

А у негордых «овец» Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати – все будет хорошо. Две пары катаются на коньках и празднуют наступление нового года под советское шампанское и бой курантов. Николай Петрович «говорит красиво» (семейная традиция), произносит тост «За нашу любимую Родину!». Ух, как скривились бы Базаров и Павел Петрович, ух как передернуло в этот момент критика М.Давыдову – все они чужие на этом празднике жизни. За последним ударом курантов следует первый аккорд гимна (воскресшего, как Феникс, гимна Александрова), переключается свет, четыре фигуры становятся тенями, и снова звучит загадочное Адажиетто.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»

Требуется новая драма для режиссера Богомолова.

Особенно понравился такой эпизод – Аркадий Кирсанов прямо во время диалога несколько раз выходит вглубь сцены за занавеску и кричит куда-то за кулисы – «Эй, вы там, отойдите от авто!». Один из лучших приколов постановки, один из примеров лихого смешения времен, но не только. Это еще и демонстрация того, как режиссер и актер чувствуют нерв нашего «здесь и сейчас», современную интонацию (раньше такое чутье демонстрировали только режиссеры центра Казанцева-Рощина).
Эх, найти бы этому режиссеру современную пьесу. Настоящую «новую драму» в формате нулевых годов, а не в привычном уже и отыгранном чернушном формате 90-х. По «Отцам и детям» видно, что режиссер уже созрел, уже готов перейти из категории «подающих надежды режиссеров» в категорию режиссеров без всяких довесков-причастий. Спектакль самостоятельный, смелый, актерский, зрительский, концептуальный, свежий.
Постановка современной пьесы могла бы закрепить успех нагляднее, чем очередная постмодернисткая игра с классическим текстом, и стать для Богомолова тем, чем были «Пластилин» и «Терроризм» для Серебренникова, «Мамапапасынсобака» для Чусовой.
Tags: Богомолов, ТАБАКЕРКА, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments