Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Старый европейский театр.

*
«ДОН ЖУАН», Г.Граф, ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, Австрия, 1954г. (5)

На настоящий момент это самая древняя постановка зарубежного театра, что я видел (в записи). Тем и интересна. Историко-театральные впечатления яркие, хотя собственно театральные впечатления (без скидок на год премьеры), скорее отрицательные, чем положительные. Архаика дорежиссерского театра интересна, как точка отсчета для принятых в наши дни суперрежисерских оперных постановок нового европейского театра.

Судя по этой постановке, театры 50-х годов прошлого века в Европе и в СССР мало чем отличались по стилю. Картинка вполне подошла бы скажем «Марии Стюарт» 1957 года во МХАТ. Богатая, тяжеловесная декорация, подробные костюмы, статисты с алебардами. Декорация и массовка используются в качестве роскошных рам для картин, а сами картины содержат статичные богато декорированные фигуры, которые выполняют набор утвержденных жестов - воздевание рук, прикладывание ладони ко лбу, или хлопание себя по коленкам. А театральный результат зависит от актера – сумеет вдохнуть жизнь в утвержденный рисунок, роль окажется интересной даже и без индивидуального режиссерского решения, нет – выйдет рутина.

В данном спектакле есть хороший пример традиционного решения роли: Лепорелло – Отто Эделманн. Классический комик-простак-толстяк-слуга. Внешне похож на нашего актера Юрия Толубеева, который как раз в середине 50-х сыграл роль Санчо Пансы в фильме «Дон Кихот».
Соответственно Дон Жуан (Чезаре Сьеппи) имеет другое телосложение - высок и худощав. Поскольку донкихотство в этой роли совершенно неуместно, такой облик портит заглавную роль. Актер мельчит, глаза бегают, да и сам он к месту и не к месту передвигается по сцене перебежками. Когда особенно хлопочет лицом, напоминает Савелия Крамарова (ну что в таком типчике могут найти женщины). Впрочем, главное в роли Дон Жуана не эти эпизоды, в лучших сценах (а это самые ключевые сцены, финалы первого и второго действия) за Дон Жуаном возникает тень Мефистофеля и вот такое демоническое начало как раз очень уместно (Сеппи прославился как раз исполнением роли Мефистофеля в опере Бойто).

Остальные участники спектакля выглядят манекенами. Их главная задача – петь и иногда помогать себе жестами. Лучше всего это получается у обоих дам. Эльвира (Лиза Делла Касса) и Анна (Элизабет Грюммер) очень голосистые. За музыкальную часть отвечает великий Вильгельм Фуртвенглер. Оркестр играет очень драматично, наивысший эффект достигается в сочетании с сильными женскими голосами.

Главное конкурентное преимуществу архаичного театра прошлого – дешевая рабочая сила. Минимализм современных постановок зачастую вынужденный, а в те времена рабочим сцены и статистам платили копейки, пособие по безработице было небольшим, многие считали за честь постоять с алебардой. Театр мог себе позволить соорудить на сцене трехэтажные подробные декорации с балконами, лестницами, дверями, вазами, фонтанами. А также выпустить на сцену массовку в сто человек. При этом режиссура совершенно не заморачивалась вопросом, как эту декорацию населить и освоить - пусть будет богато и тесно (это сейчас каждая деталь должна находится на своем месте в общей конструкции, если уж потратились купили ружье, надо чтоб оно выстрелило громко).
Иногда и количество дает очень сильный театральный эффект.
Финал первого действия поставлен как всенародное восстание против феодализма – толпа крестьян с дрекольем наседает с одной стороны, с другой три маски отрезают возможность для отступления. Слугам с большим трудом удается оттеснить народ, Дон Жуан вырывается из ловушки в ходе скоротечной схватки с Доном Оттавио на шпагах, он скрывается в дверях своего замка, а потом появляется на балконе с дьявольским смехом. Занавес!
Последний эпизод с участием Дон Жуана рифмуется с эпизодом восстания. Не за сценой, куда удаляется статуя Командора, а прямо на сцене возникают языки адского пламени, в окнах горящего замка воздевают руки грешники – немного по-детски, зато очень выразительно.

Кстати, обнаружил здесь в старом европейском театре корни одного театрального приема, причем приема супер-режиссерского, часто применяемого, например, Валерием Беляковичем – построение мизансцен «один актер в затылок к другому».
Один актер стоит на авансцене и смотрит в зал, другой прямо за ним в глубине сцены и тоже смотрит в зал, они ведут диалог между собой. При таком взаимном расположении люди могут вести диалог, только если пред ними находится зеркало, в данном случае роль зеркала играет зрительный зал.

Этот эффектный прием часто применяется в оперном театре, певцы должны петь в зал, и следовательно всегда находится лицом к залу, даже когда ведут диалог. Это создает не только ограничения и специфическую оперную вампуку, в некоторых случая такие вынужденные мизансцены очень выразительны, в древнем зальцбурском «Дон Жуане» такова сцена последнего диалога Дон Жуана и Командора. Статуя стоит в глубине сцены, в дверях декорации, Дон Жуан видит ее «затылком» и на его лице, обращенном к залу отражается смертный ужас.

Впрочем причина появления подобных мизансцен не столько в пении (в оперном театре они сильнее бросаются в глаза), сколько в принципиальном отсутствии четвертой стены (в архаичном театре и в некоторых современных режиссерских театрах).
Tags: театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments