Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Темные ночи в городе Севилье.

*
«ДОН ЖУАН», Дж.Стреллер, ЛА СКАЛА, Италия, 1987г. (9)

Постановка Стреллера в Ла Скала составляет прекрасную пару с другой оперной постановкой режиссера «Так поступают все» театра Пикколо. Ясность, четкость, изящество мизансцен, жестов и линий. Вот только колорит «Дон Жуана» другой – темный (что находится в полном соответствии с музыкой). Ночь и день. Теплым неаполитанским краскам в «Так поступают все» противопоставлены полутемные массивные колоннады, длинные плащи, широкие поля шляп, скрывающие лица, яркие вспышки мертвенно-белого света в сценах со статуей. Да и сама статуя Командора (конная) выполнена не скорбно спокойной, а барочной, напряженной - лошадь пришпорена, с причудливо изогнутой вниз мордой.

Обе постановки не супер-режиссерские, а просто-режиссерские. Стреллер не подминает оперу своей концепцией, по большому счету он никакой концепции от себя не придумывает, а только раскрывает концепцию автора, делает ее максимально зрелищной и наглядной.

Таким образом, стиль Стреллера мне представляется классикой режиссуры (такой же, как классическая киноопера «Дон Жуан» Лоузи), золотой серединой между архаичным оперным театром и новым европейским театром, например между двумя широко известными постановками зальцбурского фестиваля: 1954 года («Дон Жуан» Герберта Графа) и 2002 года («Дон Жуан» Мартина Кушея).
Мастеру вовсе не нужно ни тушеваться, уходить в тень «традиции», ни, наоборот, выпрыгивать из штанов, устраивать непрерывный парад аттракционов, чтобы его заметили. Мастер работает спокойно, так что его рука каждую секунду видна в спектакле в виде штрихов, акцентов пластических или смысловых. Мелочи - взмах плаща или подкинутая в воздух шляпа, держат ритм. Фигуры персонажей, слуги со свечами эффектно отражаются в черной, зеркальной поверхности сцены. Черные силуэты деревьев, дворцов и крестьянских построек изящно смотрятся на фоне вечернего небесного задника.

Облик Дон Жуана (Томас Аллен) отсылает к Казанове-Сазерленду из фильма Феллини – надменное лошадиное лицо, глаза чуть на выкате, явное психологическое доминирование. Не образец красоты (совсем никакой смазливости), но явная мужская сила. В контраст с тормознутым Доном Оттавио (Франческо Арайса – бывший принц из «Золушки» с остатками миловидности).
И лучший Мазетто из тех, что я видел в театре – не крестьянин-увалень-простак (образ традиционный и заштампованный), а юный, пылкий, неврастеничный, «молокос».
Церлина ему подстать – совсем молоденькая, нераспустившийся бутон.
К сожалению, главные дамы Анна (Эдита Груберова) и Эльвира (Энн Мюррей) наоборот, перезрелы, если не сказать уродливы.

Оркестр под управлением Риккардо Мути выдает огромный диапазон и по силе звука и по спектру эмоций. Дирижер поступает также, как режиссер – театрализует партитуру. Лучшие места, как раз самые «тихие»: проникновенная ария Дона Оттавио и трио масок в первом действии.
А сами маски - один раз увидишь, не забудешь. Не традиционные венецианские, а звериные-старушечьи морды белого цвета. Белый – цвет смерти.
Также великолепно сочетается музыка и картинка в сцене визита статуи Командора – в полной темноте ослепительные вспышки света, проваливается под сцену стол явств, исчезает декорация, белое лицо Дон Жуана на авансцене и белая конная статуя в глубине, музыка качается, будто земля уходит из-под ног.
Tags: Стрелер, опера, театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments